МБОУ БСОШ №2
ДОКЛАД
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»
(25.01.18 г. Районное мероприятие)
Подготовил: педагог-психолог Шагиева Е.А.
ст.Багаевская
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Школа является тем местом, где преподаватели и учащиеся проводят значительную часть своего времени, а здоровьесберегающая школьная программа приносит наибольшую отдачу. Задача нашей школы – не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. Поэтому, школа старается обеспечить охрану здоровья школьников, формируя у них культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
Здоровье – один из измерителей качества образования.
В МБОУ БСОШ №2 с 2008 года проводились исследования по состоянию здоровья учащихся поступающих и выпускников.
Для сохранения психического и физического здоровья учащихся разработана коррекционно-развивающая программа «Современная школа и здоровье учащихся» с учетом всех индивидуальных особенностей детей и направленная на пропаганду здорового образа жизни, позволяющая снизить риск заболеваемости. Сегодняшняя программа является своего рода продолжением реализации пилотного проекта по здоровьесбережению АПК «АРМИС».
Задачи программы:
- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий
и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения
школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье
учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания
учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для
своевременной профилактики психологического и физиологического
состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной работы к формированию
здорового образа жизни учащихся;
- участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой школ по
здоровьесбережению, посещения научно-практических конференций,
семинаров по данной проблеме;
- участие в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Все профилактические, коррекционные и оздоровительные технологии осуществляются медиком, психологом в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами, родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров учащихся.
Методы диагностики здоровья:
- мониторинг поступления учащихся в школу по группам здоровья;
- мониторинг исследования тревожности пятиклассников;
- мониторинг психологической готовности детей к школьному обучению;
- мониторинг профессионального самоопределения;
- мониторинг заболеваемостей учащихся школы;
- мониторинг выполнения режима дня учащимися и затраты времени для
выполнения домашнего задания;
- мониторинг адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
- диагностика: тест «Школьная тревожность» по Филлипсу;
- диагностика: тест Лусканова Н.Е. «Что мне нравится в школе»;
- диагностика: проективный тест «Несуществующее животное»;
- диагностика: тест-анкета «Средовая адаптация»;
- диагностика: тест-опросник «Родительское отношение» Варга А.Я. и
Столин В.В.;
- диагностика: анкета «Психологический климат на уроке»;
- метод наблюдения и опроса в целях предотвращения дезадаптации уча-
щихся 1-х и 5-х классов;
- диагностика: тест «Определение уровня умственного развития младшего
школьника» Замбицявичене Э.Ф.;
- диагностика: «Опросник Захарова» (страхи);
- диагностика: тест «Социометрия»;
- диагностика: тест «Способность педагога к эмпатии»;
- диагностика: тест «Оценка профессиональной направленности личности
учителя»;
- диагностика: тест «Изучение личности с помощью психогеометрии»;
- диагностика: тест «Оценка уровня общительности педагога» Ряховский В.Ф
- диагностика: анкета «Коммуникативная деятельность педагога»
Леонтьев А.А.;
- диагностика: «Методика выявления нервно-психической устойчивости
человека»;
- диагностика: «Оценка профессиональной направленности личности»
Дж.Холланд;
- диагностика: тест «Ориентация» Климов Е.А.;
- диагностика: тест «Оценка способностей школьника»;
- тренинговое занятие « Темперамент в профессиональной деятельности»;
- опрос «Рейтинг ценностей среди подростков»;
- диагностика: тест «Оценка психологического климата в педагогическом
коллективе».
В рамках реализации программы осуществлялась работа по образовательной программе элективного курса «Этика и психология семейной жизни»
9 классы и коррекционно-развивающая программа дополнительного образования «Познай себя» 1, 2, 3 классы; на данный момент – по программе внеурочной деятельности «Психология общения» 7,8 классы и «Мой выбор» 11 классы.
Структурными элементами программы являются следующие функциональные подразделения:
- Психолого-медико-педагогическая служба (специалист-медик, педагог-психолог, педагоги, классные руководители);
- Социально-психологическая поддержка (социальный педагог, классные руководители, зам директора по воспитательной работе);
- Педагогическая поддержка – педагоги школы;
- Административная коллегия – управленческий аспект (директор школы, заместители директора).
В школьной библиотеке и кабинете педагога-психолога имеется подбор литературы направленной на здоровый образ жизни, толерантность, последствия вредных привычек.
В школе оборудованы два спортивных зала, а также тренажерный зал для развития и коррекции физических способностей и навыков.
Для организации двухразового питания оборудована столовая. Имеется отдельный кабинет медицинского работника.
Для реализации программы «Современная школа и здоровье учащихся» используются Интернет-ресурсы для проведения Интернет-уроков и
мероприятий направленных на коррекцию и профилактику антинаркотической направленности (использование материала с сайта ФСКН).
Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные, количественные).
- увеличение роста вовлеченных учащихся во внеклассную работу;
- уменьшение роста заболеваемости учащихся (сохранить физиологическое состояние, а при возможности и улучшить, не допустить рост заболеваемости)
Ожидаемые результаты реализации программы.
- повышение функциональных возможностей организма учащихся;
- улучшение физического состояния учащихся;
- повышение приоритета здорового образа жизни
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
- вовлечение родителей в деятельность школы по воспитанию здоровых детей.