Багаевская СОШ № 2 - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

МБОУ БСОШ №2

 

ДОКЛАД

 

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

 

(25.01.18 г. Районное мероприятие)

 

Подготовил: педагог-психолог Шагиева Е.А.

 

ст.Багаевская

Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Школа является тем местом, где преподаватели и учащиеся проводят значительную часть своего времени, а здоровьесберегающая школьная программа приносит наибольшую отдачу. Задача нашей школы – не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. Поэтому, школа старается обеспечить охрану здоровья школьников, формируя у них культуру  здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Здоровье – один из измерителей качества образования.

В МБОУ БСОШ №2 с 2008 года проводились исследования по состоянию здоровья учащихся поступающих и выпускников.

Для сохранения психического и физического здоровья учащихся  разработана коррекционно-развивающая программа «Современная школа и здоровье учащихся» с учетом всех индивидуальных особенностей детей и направленная на пропаганду здорового образа жизни, позволяющая снизить риск заболеваемости. Сегодняшняя программа является своего рода продолжением реализации пилотного проекта по здоровьесбережению АПК «АРМИС».

Задачи программы:

- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий

  и режима дня;

- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения                 

  школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье

  учащихся;

- планомерная организация полноценного  сбалансированного питания

  учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для

  своевременной профилактики психологического и физиологического

  состояния учащихся;

- привлечение системы кружковой, внеклассной работы к формированию

  здорового образа жизни учащихся;

- участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой школ по

  здоровьесбережению, посещения научно-практических конференций,

  семинаров по данной проблеме;

- участие в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Все профилактические, коррекционные и оздоровительные  технологии осуществляются медиком, психологом в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами, родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров учащихся.

 

Методы диагностики здоровья:

- мониторинг поступления учащихся в школу по группам здоровья;

- мониторинг исследования тревожности пятиклассников;

- мониторинг психологической готовности детей к школьному обучению;

- мониторинг профессионального самоопределения;

- мониторинг заболеваемостей учащихся школы;

- мониторинг выполнения режима дня учащимися и затраты времени для

  выполнения домашнего задания;

- мониторинг адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

- диагностика: тест «Школьная тревожность» по Филлипсу;

- диагностика: тест Лусканова Н.Е. «Что мне нравится в школе»;

- диагностика: проективный тест «Несуществующее животное»;

- диагностика: тест-анкета «Средовая адаптация»;

- диагностика: тест-опросник «Родительское отношение» Варга А.Я. и

  Столин В.В.;

- диагностика: анкета «Психологический климат на уроке»;

- метод наблюдения и опроса в целях предотвращения дезадаптации уча-

  щихся 1-х и 5-х классов;

- диагностика: тест «Определение уровня умственного развития младшего

  школьника» Замбицявичене Э.Ф.;

- диагностика: «Опросник Захарова» (страхи);

- диагностика: тест «Социометрия»;

  1. диагностика: тест «Способность педагога к эмпатии»;

- диагностика: тест «Оценка профессиональной направленности личности

  учителя»;

- диагностика: тест «Изучение личности с помощью психогеометрии»;

- диагностика: тест «Оценка уровня общительности педагога» Ряховский В.Ф

- диагностика: анкета «Коммуникативная деятельность педагога»

  Леонтьев А.А.;

- диагностика: «Методика выявления нервно-психической устойчивости

  человека»;

  1. диагностика: «Оценка профессиональной направленности личности»

  Дж.Холланд;

- диагностика: тест «Ориентация» Климов Е.А.;

- диагностика: тест «Оценка способностей школьника»;

- тренинговое занятие « Темперамент в профессиональной деятельности»;

- опрос «Рейтинг ценностей среди подростков»;

- диагностика: тест «Оценка психологического климата в педагогическом

  коллективе».

В рамках реализации программы  осуществлялась работа по образовательной программе элективного курса «Этика и психология семейной жизни»

 9 классы и коррекционно-развивающая программа дополнительного образования «Познай себя» 1, 2, 3 классы; на данный момент – по программе внеурочной деятельности «Психология общения» 7,8 классы и  «Мой выбор» 11 классы.

Структурными элементами программы являются следующие функциональные подразделения:

  • Психолого-медико-педагогическая служба (специалист-медик, педагог-психолог, педагоги, классные руководители);
  • Социально-психологическая поддержка (социальный педагог, классные руководители, зам директора по воспитательной работе);
  • Педагогическая поддержка – педагоги школы;
  • Административная коллегия – управленческий аспект (директор школы, заместители директора).

 

 

В школьной библиотеке и кабинете педагога-психолога имеется подбор литературы направленной на здоровый образ жизни, толерантность, последствия вредных привычек.

В школе оборудованы два спортивных зала, а также тренажерный зал для развития и коррекции физических способностей и навыков.

Для организации двухразового питания оборудована столовая. Имеется отдельный кабинет медицинского работника.

Для реализации программы «Современная школа и здоровье учащихся» используются Интернет-ресурсы для проведения Интернет-уроков и 

мероприятий направленных на коррекцию и профилактику антинаркотической направленности (использование материала с сайта ФСКН).

Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные, количественные).

- увеличение роста вовлеченных учащихся во внеклассную работу;

- уменьшение роста заболеваемости учащихся (сохранить физиологическое состояние, а при возможности и улучшить, не допустить рост заболеваемости) 

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы.

- повышение функциональных возможностей организма учащихся;

- улучшение физического состояния учащихся;

- повышение приоритета здорового образа жизни

- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;

- вовлечение родителей в деятельность школы по воспитанию здоровых детей.