Адаптационный период для первоклассников в школе.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У первоклассников изменились социальное окружение и система деятельности. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода — помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Каковы же задачи адаптационного периода для первоклассников:
— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник — не школьник);
— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
— научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.
Психологическое обеспечение адаптационного периода.
Процесс адаптации первоклассников занимает, как правило, около двух месяцев, т.е. первую четверть. Психолог изучает уровень развития первоклассников, наблюдает за ними и определяет как идет школьная адаптация. По результатам обследования психолог беседует с учителем и родителями.
Что можно сделать учителю, чтобы помочь ребятам преодолеть эти трудности?
- снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе;
- познакомить детей друг с другом и классным руководителем;
- познакомить ребят со школой, с режимом дня в школе;
- познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.
Важным этапом адаптационного периода является совместная подготовка классными руководителями и психологом первого в учебном году родительского собрания.
Какими могут быть задачи первого родительского собрания?
• снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;
• поделиться с родителями впечатлениями классного руководителя об атмосфере в классе, его особенностях, трудностях;
• выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов;
• определить трудности родителей в общении с ребенком, в его воспитании;
• договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, о единых требованиях, продиктованных школьными правилами.
Динамика адаптационного периода первоклассников
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества.
Работая на втором этапе над режимом дня школьника, ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что — помогает стать настоящими школьниками.
На третьем этапе учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь.
Четвертый этап адаптационного периода первоклассников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Самым непростым делом для первоклассников, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, насколько по-школьному работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями.
На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения. Значимым моментом этого периода являются родительские собрания, педсовет. Учитель и психолог проясняют ожидания родителей и педагогов от обучения ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.
30.10.2017 г.
Педагог-психолог Шагиева Е.А.