Багаевская СОШ № 2 - Адаптационный период для первоклассников в школе.

Адаптационный период для первоклассников в школе.

 

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У первоклассников изменились социальное окружение и система деятельности. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок пережи­вает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учи­телей, об особенностях и условиях обучения, о цен­ностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутрен­ней напряженности, настороженности.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточ­но длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в уче­бе, быстро утомляется и просто не хочет идти в шко­лу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наи­более подверженными дезадаптации.

Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школь­ной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный про­цесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной.

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и диффе­ренцировать обучение. Наконец, необходимо коррек­тировать собственную педагогическую позицию от­носительно класса и отдельных ребят. Независимо от того, каким образом начинается учеб­ный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода — помочь ребятам по­знакомиться друг с другом, с учителями, с новой учеб­ной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Каковы же задачи адаптационного периода для первоклассников:

— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (по­этому важно показать различие: школьник — не ­школьник);

— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

— научить ребенка задавать вопрос (не столько в про­цедурном плане, сколько в смысле решимости);

— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

 

Психологическое обеспечение адаптационного периода.

Процесс адаптации первоклассников занимает, как правило, около двух месяцев, т.е. первую четверть. Психолог изучает уровень развития первоклассников, наблюдает за ними и определяет как идет школьная адаптация. По результатам обследования психолог беседует с учителем и родителями.

Что можно сделать учителю, чтобы помочь ребятам преодолеть эти трудности?

  • снять тревожность, создать доброжелательную ат­мосферу в классе;
  • познакомить детей друг с другом и классным руко­водителем;
  • познакомить ребят со школой, с режимом дня в школе;
  • познакомить первоклассников со школьными пра­вилами и создать условия для принятия их детьми.

Важным этапом адаптационного периода является совместная подготовка классными руководителями и психологом первого в учебном году родительско­го собрания.

Какими могут быть задачи первого родительского собрания?

снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;

• поделиться с родителями впечатлениями класс­ного руководителя об атмосфере в классе, его осо­бенностях, трудностях;

• выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педа­гогов;

• определить трудности родителей в общении с ре­бенком, в его воспитании;

• договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, о единых требованиях, продиктованных школьными правилами.

 

Динамика адаптационного периода первоклассников

 Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длит­ся примерно неделю, учитель, прежде всего, ставит за­дачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возмож­ность детям почувствовать себя членами нового со­общества.

Работая на втором этапе над режимом дня школьни­ка, ребята вспоминают, что они делают утром, го­товясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что — помогает стать настоящими школьниками.

На третьем этапе учитель обсуждает с ребятами воз­можные критерии оценки учебной работы (правиль­ность, аккуратность, красота, старательность, инте­рес и др.) и способы, как всего это можно достичь.

Четвертый этап адаптационного периода перво­классников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлитель­ные или слишком импульсивные, слишком тревож­ные и т.д.). Самым непростым делом для первоклассников, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, насколько по-школьному работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им спра­виться с заданиями.

На заключительном этапе ребята обмениваются впе­чатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, рас­пределяют общественные поручения. Значимым моментом этого периода являются роди­тельские собрания, педсовет. Учитель и психолог проясняют ожидания родителей и педагогов от обучения  ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учеб­ной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.

30.10.2017 г.

Педагог-психолог Шагиева Е.А.