Багаевская СОШ № 2 - Программа воспитания и социализации обучающихся

 

Программа

воспитания и социализации обучающихся

2014-2019г.г.

Пояснительная записка

           Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ БСОШ № 2 ст.Багаевская  разработана в соответствии со ст.9, п.6; ст.14, пп.1-2 Закона РФ «Об образовании», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, Типовым положением об общеоб­разовательном учреждении РФ,  Программой развития школы, Уста­вом школы.

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности.

В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том,  что образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Педагогический коллектив школы понимает, что задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагогов в сферу воспитания.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Он включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

 

Связи, устанавливаемые для реализации Программы:

-Районная и сельская администрация,

-ДЮСШ;

-ЦДО;

-Краеведческий  музей;

-Районный ДОМ КУЛЬТУРЫ;

- Школы района,

-Детский сад «Березка», «Тополек»,

-Центр занятости населения,

- Детская и районая библиотеки,

      - Отдел ОМВД России по Багаевскому району

      - ГИБДД ОМВД России по Багаевскому району

     - Предприятия станицы.

 

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

После перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития,  как интеллектуального, так и развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладываться  в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов.

 

Основными идеями программы являются:

1.Идея развития:

- развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;

- развитие личности учащихся;

- развитие педагогической системы школы в целом.

2. Идея творчества:

- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к

творчеству;

- творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства.

3. Идея сотрудничества:

- партнерские отношения субъектов воспитательной системы;

- совместная деятельность детей и взрослых.

4. Идея толерантности:

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, сочувствию;

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

 

Цель и общие задачи воспитания и социализации обучающихся.

Цель программы: Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социальноориентированной и общественно полезной деятельности;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим

 

    Цель и задачи воспитания и социализации учащихся нашей школы достигаются и решаются в контексте воспитания представляющего собой высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

 

Основные направления и ценностные основы воспитания  обучающихся

 

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское  общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

 

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое

государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

 

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности:

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;

достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемого  на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

 

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

 

 • воспитание культуры здорового и образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; правовая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое социально-психологическое, духовное здоровье; целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, профилактика вредных привычек и употребление ПАВ);

 

 

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:  (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

 

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

— формирование познавательного интереса к различным областям знаний;

— формирование потребности к достижению успехов и самоутверждению в различных видах деятельности (спорт, художественное творчество, интеллектуальное творчество, трудовая деятельность, общественная деятельность и другие.);

— переориентация учащихся с детских норм поведения на взрослые;

— формирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения;

— формирование коллектива, способного к совместным действиям и совместному время провождению.

Качества личности, нуждающиеся в развитии

• Познавательный потенциал:

- любознательность;

- изобретательство;

- инициатива;

- пытливость ума;

- желание творчества;

- стремление к прекрасному.

• Нравственный потенциал:

- прилежание;

- упорство и аккуратность;

- искренность и правдивость;

- внимательность;

- наблюдательность;

- готовность помочь;

- сопереживание;

- доброта;

- великодушие;

- желание разделить боль и радость другого человека;

- чуткость;

- почтительное уважение к старшим;

- любовь к родителям.

• Физический потенциал:

- мотивация занятий спортом и здорового образа жизни;

- желание быть физически здоровым;

- интерес к подвижным играм;

- интерес к  спортивным видам спорта;

- желание стать сильным, ловким;

- стремление к спортивным достижениям;

- трудолюбие в спортивных занятиях.

 

 

 

 

 

 

Содержание   воспитания и социализации обучающихся

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание

 

Сегодня духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

 

  Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности; социально- педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества. гармоничное духовное развитие личности обучающегося, направленное на осознание им основополагающих принципов нравственности.

 

Задачи:

Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

Формирование толерантности, подготовка учащихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.

Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

 

  • Воспитание чувства патриотизма, активной жизненной и гражданской позиции. Чувство сопричастности к истории великой Родины.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе общечеловеческих ценностей и идеалов.
  • Осознание роли традиционных религий в становлении культурных и духовно-нравственных традиций народов России, гражданских основ государства.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Координация и консолидация деятельности семьи, общественности и школы в процессе воспитания детей.
  • Развитие форм ученического самоуправления.

 

Программа предусматривает разные виды организации деятельности:

Задачи.

Виды деятельности

Деятельность

 

Учебная

Внешкольная, внеучебная

1. Личностная культура

Задачи:

 

1. Формирование представления о морали, нравственности.

2 Формулировка личных нравственных обязательств.

3. Знакомство с базовыми национальными ценностями, духовными традициями.

4. Формирование личного нравственного идеала на основе знакомства с выдающимися личностями в истории России.

5. Формирование потребности самообразования.

 

1. Формирование способности к духовному саморазвитию.

2. Понятие духовной безопасности личности.

3. Развитие трудолюбия, осознанного отношения к труду.

4. Воспитание целеустремленности, настойчивости.

5. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.

Виды деятельности

 

1. Участие в научно-практических конференциях.

2. Участие в городских, областных, российских предметных олимпиадах и международных предметных конкурсах.

3. Беседы: «Имею право…»,

«Степень ответственности».

 

1. Ролевая игра «Принимаем решение и отвечаем за поступки».

2. Классные часы.

3. Социальные акции: «Милосердие», «Дари свое сердце людям».

 

2. Социальная культура

Задачи

 

1. Формирование у обучающихся осознания принадлежности к школьному коллективу.

2. Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности.

2. Знакомство с этническим разнообразием Российской Федерации.

4. Получение навыков овладения простыми профессиями.

5. Осознание ценности человеческой жизни.

6. Взаимодействие с представителями традиционных религий.

7. Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.

1. Воспитание уважения к труду.

2. Понятие личных и общественных интересов.

3. Воспитание умения дружить.

4. Формирование готовности к осознанному выбору профессии

5.Формирование нравственно-го, коммуникативного и эстетического потенциалов личности школьника.

 

 

Виды деятельности:

 

1. Знакомство с согласия родителей с историей мировых религий.

2. Навыки коллективной работы в классе (проектная деятельность, работа в творческих группах).

3. Конкурсы проектов.

4. Беседы: «Правила нравственности», «Социальная активность – образ жизни».

1. Этнические, национально-культурные праздники, соответствующие этническому составу класса.

2.  Профориентационная работа (презентация профессий родителей).

4. Праздники профессий.

5. Экскурсии на производственные предприятия.

6. Организация самоуправления в классе.

7. Участие в социальных акциях.

8. Организация дежурства в классе и в школе.

3. Семейная культура

Задачи

 

1. Формирование семейного стереотипа на основе примеров из литературы (акцент на материнские ценности, понятие женственности, мужественности).

3. Получение знаний о взаимоотношениях в семье.

4 Знакомство с семейными традициями прошлого, преемственностью поколений.

5.Понимание сущности основных социальных ролей членов семьи.

6. Расширение знаний детей о функциях семьи, ее значении в жизни каждого человека;

7. Формирование знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью.

1. Формирование представлений о семейных ценностях.

2. Расширение опыта позитивных взаимоотношений в семье («открытые» семейные праздники, презентации творческих или иных достижений своей семьи).

3. Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

4. Повышение значимости роли матери и отца в жизни детей.

5. Формирование представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.

6. Воспитание добрых, теплых отношений между старшими и младшими детьми.

Виды деятельности

 

1. Спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья».

2. Уроки, посвященные семейным ценностям, семейным реликвиям.

 

1. Встречи-знакомства с родителями одноклассников.

2. Совместные внешкольные мероприятия.

3. Праздники, посвященные семейной тематике (опора на положительный семейный опыт).

4. Фотовыставка «Моя семья».

4. Гражданственность, патриотизм

 

 

 

Задачи

1 Знакомство с правами гражданина, основными законодательными актами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка.

2. Понимание межкультурной коммуникации на основе знакомства с культурами народов России, встреч с представителями национальных культур.

1. Формирование гражданского отношения к Отечеству.

2. Воспитание верности духовным традициям России.

3. Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважение к национальным традициям.

 

Виды деятельности

 

1. Фестивали народных культур в рамках учебных предметов.

2. Знакомство с прошлым Родины, биографиями знаменитых людей.

3. Содержание государственных праздников и их значение.

4. Тематические уроки: «Я – гражданин России», «Наш герб» и т.д.

1. Классные часы, посвященные государственной символике Российской Федерации.

2. Просмотр кинофильмов исторического содержания.

3. Экскурсии по памятным местам.

4. Сюжетно-ролевые игры гражданского и патриотического содержания в рамках внеклассной работы.

5.  Участие в деятельности детских общественных организаций.

7. Встречи с ветеранами войн, военнослужащими.

5. Экологическое воспитание

 

Задачи

1. Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

2. Знания об экологически грамотных взаимоотношениях человека и природы (в рамках учебных предметов).

3. География природы (в рамках учебного предмета).

4. Дать понятие красоты, богатства, и разнообразия окружающего мира.

 

1. Воспитание гуманного отношения к человечеству.

2.Формирование бережного отношения к природе как к национальной ценности.

3. Навыки грамотного поведения на природе.

4.Расширение представления детей о приметах, чудесах, событиях каждого времени года.

 

 

Виды деятельности

 

1. Беседы об экологических катастрофах.

2. Участие в природоохранных проектах.

3. Диспуты: «Я и природа», «Природа в опасности» .

 

1. Социальные акции по работе в парках и скверах своего города

2.Уборка школьной территории.

 

6. Эстетическое воспитание

Задачи

 

1. Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

2. Формирование эстетических идеалов.

3. Знакомство с художественными ценностями.

4. Обучение видеть прекрасное вокруг себя.

 

1. Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления.

2. Раскрытие творческих способностей.

3. Формирование эстетического вкуса.

4. Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.

Виды деятельности

 

1. Элективные курсы по истории и культуре родного края.

2.Применение теоретических знаний об искусстве на практике (предмет «ИЗО», «Музыка», «Технология»).

3. Приобретение знаний о стилях одежды (дресс-код школьника).

4. Участие в олимпиадах и творческих конкурсах.

 

1.Фольклорные праздники.

2. Творческие конкурсы.

3.Встречи с представителями творческих профессий.

4.Посещение театров, музеев.

5.Экскурсии к художественным памятникам города, области.

6. Участие в творческих объединениях.

7.Фестивали художественного творчества.

8. Беседы о прочитанных книгах, просмотренных фильмах и т.д.).

7. Работа с родителями

 

 

 

 

Задачи

1. Привлечение родителей к принятию решений в классе и школе, к активному участию в различных мероприятиях школы.

2.Обеспечение инновационного режима развития школы.

3. Решение стратегических задач развития школы.

1 Участие родителей в интеллектуально-творческой и досуговой деятельности школьников.

 

 

 

 

Виды деятельности

1.Государственно-общественное управление образовательным процессом.

2. Включение родителей в проведение общественной экспертизы деятельности школы.

3.Организация школы молодых родителей.

4. Организация школы для родителей-усыновителей.

5.Организация возможности педагогического самообразования родителей.

6. Обучающие семинары для родителей с приглашением специалистов по актуальным вопросам.

1.Организация психологической службы для родителей.

2. Родительские собрания.

3. Совместные социальные акции «школа – родители – дети».

4. Совместные творческие проекты.

5. Знакомство с правами и обязанностями родителей.

6. Тренинги для родителей.

       

 

 

 

 

Социализация и профессиональная    ориентация обучающихся

 

   Выбор профессии – один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Профориентация в старшем школьном возрасте - это сложный многогранный процесс личностного самоопределения, познания себя и мира.

 

Цель и задачи программы:

Цели: обогащение и совершенствование человеческой сущности учащихся через поддержку их собственных усилий с целью приобретения ими жизненного опыта и умения связать этот опыт с жизненными ценностями социума.

  • Основной задачей современного образования является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, и, наконец, подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению.
  •  Одним из способов решения проблемы довузовской профессиональной подготовки в средней школе является предпрофильное обучение.
  •         Предпрофильная подготовка и профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися старших классов по их профессиональному самоопределению.
  •         Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

 

Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Механизм реализации программы

Механизм реализации программы предполагает комплексный подход, который включает в себя:

- формирование воспитательного пространства через систему мероприятий;

- формирование методического пространства:

(разработка программ, реализующих систему воспитательных мероприятий, разработка индивидуальных программ дополнительных объединений, направленных на реализацию проектов воспитания;  подготовка презентаций по комплексным проектам; изменение содержания программ предметов с включением блока дополнительного образования; подготовка методического материала для реализации проектов воспитания; разработка портфолио личных, спортивных, интеллектуальных, достижений; разработка портфолио достижений класса).

Мероприятия

                    Содержание

   Сроки

Ответственный

I.Информационно-аналитическая 

    деятельность

 

 

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11-х классов

 сентябрь

Зам.директора

по ВР

Обновление сменного информационного стенда по профориентации

Постоянно

Зам.директора

по ВР

Создать информационный центр по профориентации из учащихся  8-10 классов

октябрь

Зам.директора

по ВР

Пополнить фонд библиотеки справочно-информационными материалами

Постоянно

Библиотекарь

Подготовка материалов по профориентации (памяток, бюллетеней) для учащихся и родителей

Постоянно

Зам.директора

по ВР

Библиотекарь

Провести классные часы “Знакомство с портфолио, начало оформления и формирования” Заполнение титульного листа, листа самоанализа начала года .

Сентябрь

Классные руководители

Провести классные часы “Оформление портфолио” составление перечня портфолио, заполнение листа самоанализа по итогам года.

Апрель

Классные руководители

II.Организационно–методическая 

     работа.

 

 

Контроль состояния предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся и профориентационной работы  в рамках  внутришкольного контроля.

По плану

Зам.директора

по УВР

Проведение открытых занятий курсов в рамках школьных предметных  недель.

По плану

Руководители ШМО

Проведение опроса учащихся на предмет их удовлетворенности выбранным курсом

Декабрь

Зам.директора

по ВР

Работа над разработкой программ курсов на следующий учебный год, определенных в результате анкетирования учащихся и родителей.

Апрель

Руководители ШМО

Психолог

Утверждение учебных программ прикладных курсов и курсов по выбору на 2013-2014 уч.год

Май

Методсовет

III. Работа с педагогическими

      кадрами.

 

 

Совещание с классными руководителями 5-9-х классов по планированию профориентационной работы.

Сентябрь

Зам.директора

по ВР

Работа психолого-педагогической службы для классных руководителей по вопросам профпросвещения, профдиагностики и профконсультации учащихся.

В течение года

Зам.директора

по ВР

Психолог

Провести обучающий семинар «Технология «Портфолио» в системе классного руководителя»

Ноябрь

Зам.директора

по ВР

Организация взаимопосещения классными руководителями мероприятий по профориентации.

В течение года

Зам.директора

по ВР

IV. Работа с родителями.

 

 

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации

В течение года

Классные  руководители

Проведение анкетирования родителей 9-х классов с целью выявления их отношения к выбору профиля и будущей профессии их детей.

Февраль-

Март

Психолог

Проведение родительских собраний:

 «Предпрофильная подготовка: цели и задачи предпрофильной подготовки.. Итоговая аттестация»

 

 

Сентябрь

 

 

Классные руководители

V. Работа с учащимися .

 

 

Организация экскурсий на предприятия станицы в учебные заведения.

Посещение «Дней Открытых Дверей» учебных заведений

В течение года

 

 

Классные руководители

Мониторинг профнамерений учащихся 8-10 классов посредством заполнения «Профориентационной карты

обучающегося»

В течение года

Психолог

Классные  руководители

Индивидуальные консультации для учащихся по вопросам профопределения.

В течение года

 

Зам.директора

по ВР

Внедрение в практику работы школы «Профориентационных минуток» на уроках

В течение года

Учителя-предметники

Использование  информационных технологий и ресурсов Интернет в профориентационной работе

В течение года по графику

Зам.директора

по ВР

Психолог

 

 

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по  психолого-педагогической поддержке социализации обучающихся

 

 степень развитости речевого общения подростков;

 способность к конструктивному и продуктивному сотрудничеству;

 толерантность и культуросообразность учащихся;

 включённость учащихся в процесс самообразования.

Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития,

воспитания и социализации обучающихся:

 отслеживание индивидуального прогресса учащихся по направлениям и формам

образовательной программы;

 отслеживание коллективного прогресса учащихся по направлениям и формам

образовательной программы.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и

социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры

здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

- персональная включенность подростков в реальную позитивную социальную и

социокультурную практику.

 

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по восп