Багаевская СОШ № 2 - СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

            

 

МБОУ БАГАЕВСКАЯ СОШ №2

 

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ»

 

ШАГИЕВА Е.А.

 

 

Ст. Багаевская

 

доровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Школа является тем местом, где преподаватели и учащиеся проводят значительную часть своего времени, а здоровьесберегающая программа приносит наибольшую отдачу. Задача нашей школы – не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. Поэтому, школа старается обеспечить охрану здоровья школьников, формируя у них культуру  здоровья, школа закладывает фундамент благополучие будущих поколений.

Здоровье – один из измерителей качества образования.

В МБОУ БСОШ №2 на протяжении семи лет проводились исследования по состоянию здоровья учащихся поступающих в школу и выпускников.

Для сохранения психического и физического здоровья учащихся, которые обучаются в нашей школе разработана коррекционно-развивающая программа «Современная школа и здоровье учащихся» с учетом всех индивидуальных особенностей учащихся и направленная на пропаганду здорового образа жизни, позволяющая снизить риск заболеваемости. Сегодняшняя программа является своего рода продолжением реализации профилактической программы «Социально-психолого-педагогическая помощь детям «группы риска».

Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников.

Программа «Современная школа и здоровье учащихся» разработана для охвата учащихся с 1 класса по 11 класс.

Основная цель программы:

формирование здоровой личности учащегося, через внедрение и реализацию здоровьесберегающих технологий.

 

Задачи программы:

- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий

  и режима дня;

- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения                 

  школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье

  учащихся;

- планомерная организация полноценного  сбалансированного питания

  учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для

  своевременной профилактики психологического и физиологического

  состояния учащихся;

- привлечение системы кружковой, внеклассной работы к формированию

  здорового образа жизни учащихся;

- участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой школ по

  здоровьесбережению, посещения научно-практических конференций,

  семинаров по данной проблеме.

Однако при этом работникам нашего ОУ необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого мы создали прогнозируемую модель личности ученика:

1.Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

2.Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

3.Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

4.Осознание здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

5.Правильная организация своей жизнедеятельности.

6.Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

7.Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

8.Потребность в самостоятельной двигательной активности.

9.Самоконтроль, личностное саморазвитие.

10.Творческая продуктивность.

 

Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это делает школа через ЗОТ – тренируя, обучая, воспитывая.

Вторая задача-оптимум – определение ЗОТ как совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Все профилактические, коррекционные и оздоровительные  технологии осуществляются медиком, психологом в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами, родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров учащихся.

 

Методы диагностики здоровья:

- мониторинг поступления учащихся в школу по группам здоровья;

- мониторинг исследования тревожности пятиклассников;

- мониторинг психологической готовности детей к школьному обучению;

- мониторинг профессионального самоопределения;

- мониторинг заболеваемостей учащихся школы;

- мониторинг выполнения режима дня учащимися и затраты времени для

  выполнения домашнего задания;

- мониторинг адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

- диагностика: тест «Школьная тревожность» по Филлипсу;

- диагностика: тест Лусканова Н.Е. «Что мне нравится в школе»;

- диагностика: проективный тест «Несуществующее животное»;

- диагностика: тест-анкета «Средовая адаптация»;

- диагностика: тест-опросник «Родительское отношение» Варга А.Я. и

  Столин В.В.;

- диагностика: анкета «Психологический климат на уроке»;

- метод наблюдения и опроса в целях предотвращения дезадаптации уча-

  щихся 1-х и 5-х классов;

- диагностика: тест «Определение уровня умственного развития младшего

  школьника» Замбицявичене Э.Ф.;

- диагностика: «Опросник Захарова» (страхи);

- диагностика: тест «Социометрия»;

- диагностика: тест «Способность педагога к эмпатии»;

- диагностика: тест «Оценка профессиональной направленности личности

  учителя»;

- диагностика: тест «Изучение личности с помощью психогеометрии»;

- диагностика: тест «Оценка уровня общительности педагога» Ряховский В.Ф

- диагностика: анкета «Коммуникативная деятельность педагога»

  Леонтьев А.А.;

- диагностика: «Методика выявления нервно-психической устойчивости

  человека»;

- диагностика: «Оценка профессиональной направленности личности»

  Дж.Холланд;

- диагностика: тест «Ориентация» Климов Е.А.;

- диагностика: тест «Оценка способностей школьника»;

- тренинговое занятие « Темперамент в профессиональной деятельности»;

- опрос «Рейтинг ценностей среди подростков»;

- диагностика: тест «Оценка психологического климата в педагогическом

  коллективе».

 

В рамках реализации программы  осуществляется работа по образовательной программе элективного курса «Этика и психология семейной жизни»

 9 классы и коррекционно-развивающая программа дополнительного образования «Познай себя» 1, 2, 3 классы.

Здоровьесберегающая деятельность нашей школы совмещает в себе условия организуемые администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий работы педагогов.

Наши педагоги строят работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрируют свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов своего развития.

Физическое здоровье детей тесно связано с их психологическим самочувствием, А вообще, состояние здоровья ребенка – это целый комплекс характеристик.

 

 

 

Программа «Современная школа и здоровье учащихся» не имеет противопоказаний для реализации. Мероприятия программы направлены на формирование психического и физического здоровья учащегося с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Мероприятия, проводимые данной программы, реализуются учителями, классными руководителями, в ходе их деятельности (например, единый день здоровья, месячники по профилактике). Учащиеся добровольно принимают участие в мероприятиях, запланированных на учебный год.

На этапе реализации, сотрудники школы имеют возможность корректирования деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры ее соответствия основным установкам, назначенным функциям и нормативам.

 

Описание сфер ответственностей, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов).

 

Педагог-психолог: осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы ОУ и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи. Оказывает консультативную помощь обучающимся, их родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у обучающихся готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Определяет у обучающихся степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей, в том числе и культуры полового воспитания, культуры здорового образа жизни. Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающегося, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Социальный педагог: осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся. Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся. Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию мероприятий программы, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

 

Классный руководитель: содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального, физического и духовного развития личности ребенка. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе. Развивает классное самоуправление, приучая воспитанников к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения. Осуществляет помощь ученикам в учебной деятельности, выявляет причины низкой успеваемости, организуя их устранение. Планирует воспитательную работу в классе. Оперативно извещает администрацию школы и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей. Организует питание учащихся в столовой. Систематически проводит классные часы, собрания, «часы общения» с учащимися. Организует работу по профессиональной ориентации учащихся. Взаимодействует с учителями, работающими в классе, специалистами школы. Регулирует межличностные отношения между обучающимися; устанавливает взаимодействие между педагогическими работниками и обучающимися. Содействует общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья учащихся. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности учащегося; вносит необходимые коррективы в систему его воспитания, совместно со школьным психологом. Организует психологическое просвещение учащихся, знакомит их правами и обязанностями российского гражданина. Обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами воспитанников и требованиями жизни общества. Систематически осуществляет наблюдение за поведением детей «группы риска». Участвует в работе методических объединений и других формах методической работы. Изучает физическое и психическое здоровье учащихся, их успеваемость, посещаемость и поведение во взаимодействии с медицинской и психологической службами. Систематически  осуществляет анализ динамики личностного развития обучающихся. Осуществляет анализ семейного воспитания каждого ученика и анализ воспитанности личности и коллектива. Создает благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащегося. Проводит диагностику семей, информируя семью о правилах поведения для учащихся. Организует правильные взаимоотношения обучающихся со сверстниками, педагогами, разрешает конфликтные ситуации, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы. Создает собственные  программы, творчески применяет новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди». Несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых мероприятий.

 

Медицинский работник: осуществляет постоянный контроль за выполнением санитарных правил и норм. Осуществляет контроль за проведением медосмотров детей и сотрудников. Осуществляет проведение профосмотров детей с целью выявления больных с ранними признаками заболевания. Проводит противоэпидемические мероприятия с целью предупреждения и раннего выявления инфекционных заболеваний. Проводит лечебно-профилактическую и оздоровительную работу с учащимися и педагогами школы. Осуществляет контроль за режимом дня, условиями труда, быта, отдыха, организацией и качеством питания, водоснабжения, профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний.

Производит контроль за организацией физического воспитания и содержания мест занятия спортом, профилактического травматизма. Осуществляет контроль за соблюдением правил личной гигиены и проведение гигиенического воспитания школьников и сотрудников. Систематически проводит санитарно-просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни.

 

Учащиеся: обязаны ходить в школу в школьной форме. Нельзя уходить из школы и ее территории в урочное время без разрешения педагогов. Проявляет уважение к старшим, заботиться о младших. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы. Берегут имущество школы, относятся аккуратно к своему и чужому имуществу. Урочное время используется учащимися только для учебных целей. Учащийся обязан навести чистоту и порядок на своем рабочем месте. Подчиняться требованиям педагогов и работников школы. Своевременно производить уборку класса. В столовой проявлять внимание и осторожность. Убирать стол после принятия пищи. При проведении школьных мероприятий учащиеся не имеют права совершать действия, опасные для жизни и здоровья себя и окружающих.

В школе утверждены Правила поведения учащихся, которые они исполняют.

 

 

 

Требования к специалистам реализующим программу.

Педагоги школы и специалисты систематически (не реже одного раза в пять лет) проходят курсы повышения квалификации, направленные на формирование здорового образа жизни,  согласно графика составленного администрацией школы. В 2008 году для реализации и внедрения программы прошли обучение  по здоровьесбережению в ОПМПК администрация ОУ.

Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы.

В школьной библиотеке и кабинете педагога-психолога имеется подбор литературы направленной на здоровый образ жизни, толерантность, последствия вредных привычек.

Учебное пособие для учащихся 9 классов «Этика и психология семейной жизни»

В школе оборудованы два спортивных зала (начальная школа и старшее звено), а также тренажерный зал для развития и коррекции физических способностей и навыков. Запланировано приобретение спортивного инвентаря.

Для организации двухразового питания оборудована столовая. Имеется отдельный кабинет медицинского работника, кабинет педагога-психолога. Кабинет психолога оснащен оргтехникой, методической литературой и  пособиями.

 

Для реализации программы «Современная школа и здоровье учащихся» используются Интернет-ресурсы для проведения Интернет-уроков и 

мероприятий направленных на коррекцию и профилактику антинаркотической направленности (использование материала с сайта ФСКН).

 

Ожидаемые результаты реализации программы.

- повышение функциональных возможностей организма учащихся;

- улучшение физического состояния учащихся;

- повышение приоритета здорового образа жизни

- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;

- вовлечение родителей в деятельность школы по воспитанию здоровых детей.

 

Промежуточные результаты: обследование два раза в год.

Итоговые результаты: один раз в конце учебного года.

 

 

 

 

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.

 

- выступления с отчетами реализации программы по итогам каждой четверти на Педагогическом Совете;

- выступления перед общественностью на Педагогическом всеобуче (один раз в четверть);

- участие и доведение итогов программы на Профилактическом Совете.

 

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные, количественные).

 

- увеличение роста вовлеченных учащихся во внеклассную работу (за три года реализации программы увеличилось вовлечение учащихся на 3%, планируется повысить в общем на 5 %);

- уменьшение роста заболеваемости учащихся (сохранить физиологическое состояние , а при возможности и улучшить, не допустить рост заболеваемости) 

 

 

Аннотация психолого-педагогической программы.

 

Способность ребенка достигать школьного возраста, его полного потенциала непосредственно связана с эффектом хорошего здоровья, хорошего питания и соответствующего образования. Хорошее здоровье и хорошее образование являются средствами, которые обеспечивают личности шанс, чтобы вести производительную и качественную жизнь. Школьное здоровье – инвестиция в будущее страны и в качество его людей. Эффективное школьное здоровье, гигиена и программа сбалансированного питания предлагают много выгод. Политика здоровья, осуществляемая в школе, идет путем гарантирования безопасности и обеспечения физической окружающей среды и положительной психосоциологической окружающей среды. Этот подход к образованию по здоровью, гигиене и питанию сосредотачивается на развитии знания, отношений, ценностей и навыков жизни, необходимых, чтобы воздействовать на принятие положительных решений, связанных со здоровьем. Нездоровые социальные и поведенческие факторы не только влияют на образ жизни и здоровье, но также и препятствуют возможностям образования для растущего числа детей школьного возраста и подростков. Развитие  отношений со сверстниками и педагогическим коллективом является самым важным фактором. Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики и коррекции снижения исходного потенциала здоровья учеников в нашей школе разработана и внедряется в жизнь программа «Современная школа и здоровье учащихся». Эта программа представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами и родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся. Программа включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений. Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей.

По завершении этапа целеполагания школа переходит к этапу проектирования. На этом этапе идет осмысление пути достижения поставленных целей, которое конкретизируется в системе задач и основополагающих принципов деятельности. По завершении этапа целеполагания наступает этап проектирования. Здесь происходит внедрение в деятельность ОУ всех типов проектов, которые приняты к исполнению. Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика. На этапе реализации сотрудники школы имеют возможность корректирования деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры ее соответствия основным установкам, назначенным функциям и нормативам. Заключительный этап деятельности по программе связан с анализом и оцениванием результатов достижения целей. Речь идет об анализе деятельности школы по осуществлению на практике мероприятий, направленных на создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения.

 Реализация программы «Современная школа и здоровье учащихся» направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

  • Культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
  • Культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
  • Культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
  • Культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их)

       Базовыми компонентами на всех ступенях являлись:

  • Формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  • Формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • Формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  • Формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Данная программа конкретизируется в виде годового плана работы на каждый учебный год, в течение которого решаются следующие вопросы:

  • Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
  • Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
  • Планомерная организация питания учащихся;
  • Создание и развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики и коррекции психологического и физиологического состояния учащихся;
  • Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.