Багаевская СОШ № 2 - О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде

Министерство образования Российской Федерации 

 

                              П Р И К А З

 

                        от  28.02.2000    N 619

 

 

             О концепции профилактики злоупотребления

            психоактивными веществами в образовательной

                               среде

       

     В соответствии с решением коллегии от 08.02.2000 N "О  концеп-

ции  профилактики злоупотребления психоактивными веществами в обра-

зовательной среде"

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

     1. Утвердить  концепцию  профилактики злоупотребления психоак-

тивными веществами в  образовательной  среде  (далее  -  Концепция)

(приложение 1) и план мероприятий Минобразования России по реализа-

ции концепции профилактики злоупотребления психоактивными вещества-

ми в образовательной среде на 2000-2001 годы (далее - План) (прило-

жение 2).

     2. Управлению  социально-педагогической поддержки и реабилита-

ции детей (Г.Н.Тростанецкой) совместно с заинтересованным структур-

ными  подразделениями  Минобразования  России обеспечить исполнение

Плана.

     3. Рекомендовать руководителям органов управления образованием

субъектов Российской Федерации осуществить комплекс мер  по  разра-

ботке и реализации региональных программ профилактики злоупотребле-

ния психоактивными веществами в образовательной среде  с  соответс-

твии с Концепцией.

     4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на за-

местителя Министра Е.Е.Чепурных.

 

 

Министр                                       В.М.Филиппов

 

 

 

 

                               Приложение 1

                               к приказу Минобразования России

                               от 28.02.2000   N 619

 

 

                      КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

                          ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ

                     ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

                      В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

 

 

                              Москва

                              2000 г.

 

     Концепция разработана по заказу Минобразования России при кон-

сультативной поддержке Минздрава  России  авторским  коллективом  в

составе:

 

     - Дудко Т.Н.,  к.м.н., руководитель отделения Института нарко-

логии Минздрава России;

     - Вострокнутов Н.В.,  д.м.н., руководитель отделения ГНЦ соци-

альной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, советник Минобразо-

вания России;

     - Гериш А.А.,  к.м.н.,  главный специалист Минобразования Рос-

сии;

     - Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской реабилитации

и коррекции личности;

     - Котельникова Л.А.,  к.филос.н.,  научный сотрудник Института

философии РАН.

 

     Под общим руководством начальника Управления социально-педаго-

гической  поддержки  и  реабилитации  детей  Минобразования  России

Г.Н.Тростанецкой.

 

 

                            ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение:::::::::::::::::::4

Наркотическая ситуация ::::::::::::.7

Современные представления о профилактике

наркомании ::::::::::::::::: 15

Первичная профилактика зависимости от

психоактивных веществ :::::::::::: 24

Вторичная и третичная профилактика зависимости

от психоактивных веществ ::::::::::::.28

Концепция комплексной активной профилактики

и реабилитации (КАПР):::::::.::.::..32

Заключение ...::::::::::::::::.. 44

Приложения:::::::::::::::::. 47

 

 

                             ВВЕДЕНИЕ

 

     Наркомания является  одной  из важных проблем нашего общества,

вызвавшей острую необходимость решительных и  активных  действий  в

организации  профилактики злоупотребления психоактивными веществами

в образовательной среде.

     В изложенной Концепции профилактической антинаркотической дея-

тельности акцентируется внимание  на  образовательных,  социальных,

психологических  и медицинских проблемах профилактики.  Одни из них

носят общий характер, другие - частный, специализированный.

     Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объедине-

нии образовательных,  социальных и медицинских мер в рамках первич-

ной,  вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение

общего результата:

     снижение спроса и,  следовательно, распространенности наркоти-

ков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и

субкультуру;

     снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкого-

лизмом;

     снижение медико-социальных последствий злоупотребления  психо-

активными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов,  ВИЧ-инфекций,

венерических заболеваний,  психических расстройств, суицидов, прек-

ращение образования, разрушение семей, криминализация детей и моло-

дежи.

     При анализе современных публикаций, посвященных методологичес-

ким аспектам профилактики,  отмечается отсутствие концептуального и

системного подходов.  Как правило,  доминирует рассмотрение отдель-

ных,  изолированных,  преимущественно ведомственных проблем,  либо,

например,  педагогических,  психологических, социологических вопро-

сов,  объединенных профессиональным интересом автора или авторского

коллектива.

     Следует отметить,  что целый ряд важных положений прежде всего

ранней, первичной профилактики уже разработан и используется в дан-

ной Концепции. К ним относятся:

     приоритет первичного профилактического подхода к решению проб-

лем наркомании;

     признание медико-социальной  значимости  профилактических  мер

для раннего выявления и диагностики, эффективности лечения и реаби-

литации  наркозависимых,  улучшения  криминогенной обстановки в об-

ществе, снижения общей заболеваемости;

     определение принципа  комплексного (межведомственного) подхода

к решению проблем профилактики наркозависимости.

     Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются созда-

ние организационных структур профилактики,  подготовка кадров, раз-

работка  программ  для  всех уровней профилактической деятельности,

создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оцен-

ка эффективности профилактических мероприятий.  Вместе с тем оценка

эффективности профилактики наркомании вызывает  определенные  труд-

ности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребле-

ния ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении

многих лет, не позволяют оценить ее однозначно.

     В Концепции определены роль и значение вторичной  и  третичной

профилактики.  Они  заключаются в том,  что своевременно начавшиеся

лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают лич-

ностный  и социальный статус детей и молодежи,  но и весьма сущест-

венно ограничивают возможности наркогруппировок по  распространению

наркотиков  и совершению других противоправных действий,  поскольку

снижается потребность в приеме наркотиков и,  следовательно, в кри-

минальном добывании денег для их приобретения.  Вместе с тем много-

летняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия

не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно каса-

ющиеся реабилитации детей и молодежи.

     Реальная наркотическая ситуация,  сложившаяся в стране, и соз-

ревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют не-

обходимость комплексного,  концептуально осмысленного подхода к ре-

шению проблемы профилактической помощи,  предупреждающей употребле-

ние наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические ме-

роприятия должны опираться:

     на методологию  формирования  у детей и молодежи представлений

об общечеловеческих ценностях,  здоровом образе жизни, препятствую-

щих вовлечению в наркогенную ситуацию;

     на формирование у детей и молодежи,  а также у лиц, вступивших

на путь первых проб ПАВ,  умений и навыков активной психологической

защиты от вовлечения в наркотизацию и  антисоциальную  деятельность

(первичная, вторичная и третичная профилактика);

     на раннее выявление и диагностику наркозависимости;

     на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды нар-

котизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).

     Концепция профилактики  злоупотребления ПАВ содержит глоссарий

общих понятий:  профилактика,  субъекты профилактики, группы риска,

злоупотребление  психоактивными  веществами и другие,  социальные и

правовые основания профилактической деятельности,  области реализа-

ции профилактической помощи (Приложения).

 

                    

                    НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

 

     В конце ХХ века злоупотребление алкоголем,  наркотиками и дру-

гими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным

Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных

с заболеваниями,  вызванными приемом  различных  психоактивных  ве-

ществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн.

человек.

     В последнее  десятилетие и для России употребление несовершен-

нолетними и молодежью алкоголя,  наркотических и других психоактив-

ных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угро-

зу здоровью населения,  экономике страны, социальной сфере и право-

порядку.

     По данным Минздрава России количество потребителей  наркотиков

на первое полугодие 1999 г.  составило 315 тыс.  человек. По мнению

экспертов реальная численность  потребителей  наркотиков  в  стране

превышает этот показатель в 8-10 раз.

     Системный анализ  показателей  наркологической  заболеваемости

подростков  и  населения в целом свидетельствует о том,  что в 1998

году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков  был  в  2

раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикома-

нией - в 8 раз.  Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а

ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

     Происходит неуклонное "омоложение" наркомании.  В России сред-

ний  возраст  начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился

до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к ток-

сико-наркотическим  веществам  снизился соответственно до 14,2 года

среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.

     За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркома-

нией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза.

     Как следует  из большинства социологических исследований и на-

учных публикаций,  в нашей стране 8% молодежи периодически употреб-

ляют  наркотики.  Среди студенчества наркоманией охвачено в той или

иной мере 30-40 проц., а по отдельным регионам эта цифра значитель-

но выше.

     По существующим прогнозам рост показателей,  связанных с упот-

реблением  психоактивных  веществ,  может  продолжаться  вплоть  до

2005-2010 года.

     Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими вещест-

вами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных

медико-социальных последствий наркомании.  Это возросшая в 7-11 раз

смертность,  увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а

также сопутствующих наркомании болезней:  в первую очередь СПИДа (в

России среди больных СПИДом более 50 проц.  наркоманов,  в Европе -

70 проц.),

     инфекционных гепатитов (в России более 90 проц. наркоманов бо-

леют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других забо-

леваний.  ВИЧинфекции зарегистрированы не только у подростков и де-

тей в возрасте 11-14 лет,  но и у младенцев, заразившихся от ВИЧин-

фицированных матерей,  больных наркоманией. По данным международной

статистики  весь круг заболеваний,  связанных с наркоманиями,  дает

около 10%  всех смертей и 20 проц.  всех госпитализаций.  Причем  в

настоящее  время  около  40 проц.  госпитализаций в психиатрические

клиники составляют подростки с делинквентными формами  поведения  в

сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из

возрастных особенностей большинства  наркозависимых  (13-24  года),

под угрозой фактически оказалось будущее страны.

     Очень высока криминогенность среди лиц,  злоупотребляющих нар-

котиками  и другими ПАВ.  В 1998 году несовершеннолетними совершено

более 11 тыс.  преступлений, связанных с незаконным оборотом нарко-

тиков (это на 9,5 проц. больше, чем в 1997 году). Органами внутрен-

них дел выявлено более  1,3  тыс.  несовершеннолетних,  совершивших

преступления под воздействием ПАВ.

     Дифференцированный анализ  отечественной и мировой наркотичес-

кой ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих

негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономи-

ческие,  социально-идеологические и биомедицинские  факторы,  а  по

масштабу их действия - глобальные,  геополитические,  региональные,

присущие отдельным слоям общества,  микрогруппам населения, семьям,

личностям.

     В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбы-

та наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на пу-

тях мировых потоков наркотиков,  а также стала пограничной  страной

по отношению к тем странам и регионам,  в которых наркобизнес явля-

ется одним из основных средств получения денег на  оружие,  ведение

войн, осуществление террористических актов. В самой России и грани-

чащих странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан,

Казахстан  и  др.,  что  влияет  на распространенность наркотиков в

масштабах всей страны.

     Среди основных причин, влияющих на распространенность наркома-

нии и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест

занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершенно-

летних,  употребляющих наркотики и токсические  средства,  отмечают

относительную несложность их приобретения.  Наркотики приобретаются

в школах,  на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на ули-

цах,  в парках,  а также на квартирах распространителей и торговцев

наркотиками.  Наркодельцы давно определили для себя образовательные

учреждения  как  мини-рынки  сбыта  наркотиков в детскоподростковой

среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью

детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому, без

жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и  сило-

вого противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения

эффективности антинаркотической профилактической работы  только  за

счет усилий воспитателей,  учителей, врачей, психологов, социальных

работников не представляется возможным.

     Следующим важным  фактором  наркотизации  является  снижение у

большинства детей и подростков превентивной психологической  защиты

и низкий ценностный барьер.  Несовершеннолетний,  начинающий прини-

мать наркотики,  находится в своеобразной социально-психологической

ситуации:  с  одной  стороны - массовое распространение наркотиков,

мощный прессинг рекламных предложений нового стиля  жизни  и  новых

ощущений,  связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у

подростка мотивами любопытства и подражания;  с другой -  растерян-

ность и некомпетентность педагогов,  социальных работников, родите-

лей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями

ПАВ.

     Ситуация усугубляется тем,  что в недалеком прошлом ранняя ал-

коголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из небла-

гополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На

сегодняшний  день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей

степени подростками из благополучных слоев общества,  семей с высо-

ким достатком.  Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысо-

кие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с фи-

нансовой свободой подростков,  связанной с легко доступными деньга-

ми.  Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую мо-

лодежную субкультуру,  ведущими ценностями которой являются свобод-

ное,  гедонистическое времяпровождение в сочетании с  наркотизацией

как определенным стилем жизни.

     На уровне личностных факторов,  являющихся пусковым механизмом

начала  употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими,

выделяются индивидуальная дисгармоничность,  наследственная генети-

ческая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся

в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств.  Немалый

"вклад"  в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоп-

риятной почвы для  распространения  наркомании  вносит  современная

система  воспитания  и  порой  недостаточно обоснованные чрезмерные

психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой обра-

зования.

     Низкий качественный уровень подготовки в массовой  общеобразо-

вательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так

называемых школ "нового типа" (гимназии,  колледжи и т.п.). Элитные

школы являются экспериментальной базой для внедрения новых,  "прог-

рессивных" методов обучения.  При этом программы обучения не серти-

фицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохра-

нения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиеничес-

кой и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не

соответствуют возможностям растущего организма,  что могут способс-

твовать инвалидизации.  Например, с компьютеризацией связывают воз-

никновение заболеваний органов зрения у 40% школьников.

     Отрицательно сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы

с трудовой деятельностью.  Как правило, дети, вынужденные совмещать

учебу  и  работу - это дети из низко обеспеченных семей,  у которых

дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно  качест-

венным  питанием  и другими факторами,  связанными с низким уровнем

жизни семьи.

     Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающе-

гося,  несбалансированных режимов его умственной деятельности, про-

изводительного труда и отдыха.

     Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокра-

щение  охвата  детей  общественным  дошкольным   образованием   (на

01.01.99 только 53,9 проц.  детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают

дошкольные учреждения)  дополнительно  сказывается  на  возможности

проведения  соответствующей  воспитательной работы среди детей дош-

кольного возраста и их родителей.

     Также существенным отягощающим  фактором  риска  возникновения

наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.

     Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми нега-

тивными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значи-

тельному ухудшению показателей их здоровья.

     По данным Минздрава России:

     до 50 проц.  гимназистов заканчивают учебный день с признаками

сильного и выраженного переутомления,  в общеобразовательных школах

таких школьников 20-30 проц.;

     повышенная невротизация диагностируется у 55-83 проц. учащихся

школ нового типа,  а более половины учеников этих школ имеют хрони-

ческие болезни.  Среди практически здоровых - две трети детей имеют

морфофункциональные изменения;

     в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих

на  организм  ребенка,  у  25 проц.  детей и подростков развивается

синдром астенизации физического развития,  характеризующийся умень-

шением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости лег-

ких;

     из 6  млн.  подростков,  прошедших  профилактические осмотры в

возрасте 15-17 лет, у 94,5 проц. были зарегистрированы разные забо-

левания, основные из которых - близорукость (за время обучения чис-

ло детей с близорукостью увеличивается  в  пять  раз),  заболевания

опорно-двигательного аппарата,  органов дыхания, пищеварения, нерв-

ной системы,  причем распространенность заболеваний, ограничивающих

выбор профессии, достигает 30 проц.;

     распространенность психических заболеваний среди детей и  под-

ростков возрастает каждые 10 лет на 10-15 проц.,  частота психичес-

ких заболеваний достигает у детей 15 проц.,  у подростков - 20-  25

проц.,  психические  заболевания  являются  причиной инвалидности с

детства в 70 проц.  случаев,  непригодности к военной службе - в 33

проц. случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10 проц. де-

тей,  а в приютах практически все дети имеют клинически  выраженные

нервно-психические расстройства, причем треть из них - в стадии де-

компенсации.

     Отсюда следует, что современная система образования в российс-

ких школах вносит свой "весомый вклад" в ухудшение общесоматическо-

го и психического здоровья учащихся, наряду с другими неблагоприят-

ными влияниями повседневной жизни.  Учащиеся с перечисленными нару-

шениями  относятся к группам риска и нуждаются в специализированной

медицинской и психологической помощи.

     Таким образом,  эпидемия  наркомании  в  стране обусловлена не

только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, гео-

политических  и других факторов,  но и их сложным взаимодействием и

взаимопроникновением.  Такое понимание этого сложного биопсихосоци-

ального  явления  диктует выбор определенных стратегий и предпочти-

тельных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с  ис-

пользованием потенциала заинтересованных государственных институтов

и общественности.

     Обращает также  на  себя внимание низкий уровень информирован-

ности населения о профилактике наркотической патологии и малая дос-

тупность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-ре-

абилитационной помощи детям и подросткам,  больным  наркоманией,  и

превентивной  помощи лицам,  лишь приобщающимся к употреблению ПАВ.

Около 60 проц. опрошенных детей и подростков и 28 проц. взрослых не

представляли,  куда  можно  обратиться  при появлении наркотических

проблем.  Причем,  в основном, население ориентировано на анонимную

наркологическую помощь.  В стране отсутствуют государственные детс-

ко-подростковые реабилитационные центры,  а оплачивать услуги  ком-

мерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.

     В этой ситуации возникает особая  ответственность  со  стороны

профессиональных групп лиц,  работающих с детьми и молодежью - учи-

телей,  воспитателей,  школьных психологов,  социальных  педагогов,

врачей,  которые  нуждаются в выработке совершенно нового подхода к

решению проблем профилактики наркомании.

 

Полный текст документа смотреть здесь