Министерство образования Российской Федерации
П Р И К А З
от 28.02.2000 N 619
О концепции профилактики злоупотребления
психоактивными веществами в образовательной
среде
В соответствии с решением коллегии от 08.02.2000 N "О концеп-
ции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в обра-
зовательной среде"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить концепцию профилактики злоупотребления психоак-
тивными веществами в образовательной среде (далее - Концепция)
(приложение 1) и план мероприятий Минобразования России по реализа-
ции концепции профилактики злоупотребления психоактивными вещества-
ми в образовательной среде на 2000-2001 годы (далее - План) (прило-
жение 2).
2. Управлению социально-педагогической поддержки и реабилита-
ции детей (Г.Н.Тростанецкой) совместно с заинтересованным структур-
ными подразделениями Минобразования России обеспечить исполнение
Плана.
3. Рекомендовать руководителям органов управления образованием
субъектов Российской Федерации осуществить комплекс мер по разра-
ботке и реализации региональных программ профилактики злоупотребле-
ния психоактивными веществами в образовательной среде с соответс-
твии с Концепцией.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на за-
местителя Министра Е.Е.Чепурных.
Министр В.М.Филиппов
Приложение 1
к приказу Минобразования России
от 28.02.2000 N 619
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Москва
2000 г.
Концепция разработана по заказу Минобразования России при кон-
сультативной поддержке Минздрава России авторским коллективом в
составе:
- Дудко Т.Н., к.м.н., руководитель отделения Института нарко-
логии Минздрава России;
- Вострокнутов Н.В., д.м.н., руководитель отделения ГНЦ соци-
альной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, советник Минобразо-
вания России;
- Гериш А.А., к.м.н., главный специалист Минобразования Рос-
сии;
- Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской реабилитации
и коррекции личности;
- Котельникова Л.А., к.филос.н., научный сотрудник Института
философии РАН.
Под общим руководством начальника Управления социально-педаго-
гической поддержки и реабилитации детей Минобразования России
Г.Н.Тростанецкой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение:::::::::::::::::::4
Наркотическая ситуация ::::::::::::.7
Современные представления о профилактике
наркомании ::::::::::::::::: 15
Первичная профилактика зависимости от
психоактивных веществ :::::::::::: 24
Вторичная и третичная профилактика зависимости
от психоактивных веществ ::::::::::::.28
Концепция комплексной активной профилактики
и реабилитации (КАПР):::::::.::.::..32
Заключение ...::::::::::::::::.. 44
Приложения:::::::::::::::::. 47
ВВЕДЕНИЕ
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества,
вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в
организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами
в образовательной среде.
В изложенной Концепции профилактической антинаркотической дея-
тельности акцентируется внимание на образовательных, социальных,
психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них
носят общий характер, другие - частный, специализированный.
Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объедине-
нии образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первич-
ной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение
общего результата:
снижение спроса и, следовательно, распространенности наркоти-
ков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и
субкультуру;
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкого-
лизмом;
снижение медико-социальных последствий злоупотребления психо-
активными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций,
венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прек-
ращение образования, разрушение семей, криминализация детей и моло-
дежи.
При анализе современных публикаций, посвященных методологичес-
ким аспектам профилактики, отмечается отсутствие концептуального и
системного подходов. Как правило, доминирует рассмотрение отдель-
ных, изолированных, преимущественно ведомственных проблем, либо,
например, педагогических, психологических, социологических вопро-
сов, объединенных профессиональным интересом автора или авторского
коллектива.
Следует отметить, что целый ряд важных положений прежде всего
ранней, первичной профилактики уже разработан и используется в дан-
ной Концепции. К ним относятся:
приоритет первичного профилактического подхода к решению проб-
лем наркомании;
признание медико-социальной значимости профилактических мер
для раннего выявления и диагностики, эффективности лечения и реаби-
литации наркозависимых, улучшения криминогенной обстановки в об-
ществе, снижения общей заболеваемости;
определение принципа комплексного (межведомственного) подхода
к решению проблем профилактики наркозависимости.
Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются созда-
ние организационных структур профилактики, подготовка кадров, раз-
работка программ для всех уровней профилактической деятельности,
создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оцен-
ка эффективности профилактических мероприятий. Вместе с тем оценка
эффективности профилактики наркомании вызывает определенные труд-
ности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребле-
ния ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении
многих лет, не позволяют оценить ее однозначно.
В Концепции определены роль и значение вторичной и третичной
профилактики. Они заключаются в том, что своевременно начавшиеся
лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают лич-
ностный и социальный статус детей и молодежи, но и весьма сущест-
венно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению
наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку
снижается потребность в приеме наркотиков и, следовательно, в кри-
минальном добывании денег для их приобретения. Вместе с тем много-
летняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия
не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно каса-
ющиеся реабилитации детей и молодежи.
Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и соз-
ревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют не-
обходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к ре-
шению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребле-
ние наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические ме-
роприятия должны опираться:
на методологию формирования у детей и молодежи представлений
об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствую-
щих вовлечению в наркогенную ситуацию;
на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших
на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической
защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность
(первичная, вторичная и третичная профилактика);
на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды нар-
котизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).
Концепция профилактики злоупотребления ПАВ содержит глоссарий
общих понятий: профилактика, субъекты профилактики, группы риска,
злоупотребление психоактивными веществами и другие, социальные и
правовые основания профилактической деятельности, области реализа-
ции профилактической помощи (Приложения).
НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и дру-
гими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным
Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных
с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных ве-
ществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн.
человек.
В последнее десятилетие и для России употребление несовершен-
нолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактив-
ных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угро-
зу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и право-
порядку.
По данным Минздрава России количество потребителей наркотиков
на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению
экспертов реальная численность потребителей наркотиков в стране
превышает этот показатель в 8-10 раз.
Системный анализ показателей наркологической заболеваемости
подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998
году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2
раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикома-
нией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а
ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Происходит неуклонное "омоложение" наркомании. В России сред-
ний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился
до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к ток-
сико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года
среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркома-
нией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза.
Как следует из большинства социологических исследований и на-
учных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употреб-
ляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или
иной мере 30-40 проц., а по отдельным регионам эта цифра значитель-
но выше.
По существующим прогнозам рост показателей, связанных с упот-
реблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до
2005-2010 года.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими вещест-
вами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных
медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз
смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а
также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в
России среди больных СПИДом более 50 проц. наркоманов, в Европе -
70 проц.),
инфекционных гепатитов (в России более 90 проц. наркоманов бо-
леют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других забо-
леваний. ВИЧинфекции зарегистрированы не только у подростков и де-
тей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧин-
фицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной
статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает
около 10% всех смертей и 20 проц. всех госпитализаций. Причем в
настоящее время около 40 проц. госпитализаций в психиатрические
клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в
сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из
возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года),
под угрозой фактически оказалось будущее страны.
Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих нар-
котиками и другими ПАВ. В 1998 году несовершеннолетними совершено
более 11 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом нарко-
тиков (это на 9,5 проц. больше, чем в 1997 году). Органами внутрен-
них дел выявлено более 1,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших
преступления под воздействием ПАВ.
Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотичес-
кой ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих
негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономи-
ческие, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по
масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные,
присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям,
личностям.
В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбы-
та наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на пу-
тях мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной
по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес явля-
ется одним из основных средств получения денег на оружие, ведение
войн, осуществление террористических актов. В самой России и грани-
чащих странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан,
Казахстан и др., что влияет на распространенность наркотиков в
масштабах всей страны.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркома-
нии и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест
занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершенно-
летних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают
относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются
в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на ули-
цах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев
наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные
учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детскоподростковой
среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью
детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому, без
жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и сило-
вого противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения
эффективности антинаркотической профилактической работы только за
счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных
работников не представляется возможным.
Следующим важным фактором наркотизации является снижение у
большинства детей и подростков превентивной психологической защиты
и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий прини-
мать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической
ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков,
мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых
ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у
подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерян-
ность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родите-
лей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями
ПАВ.
Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя ал-
коголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из небла-
гополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На
сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей
степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высо-
ким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысо-
кие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с фи-
нансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньга-
ми. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую мо-
лодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свобод-
ное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией
как определенным стилем жизни.
На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом
начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими,
выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генети-
ческая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся
в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый
"вклад" в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоп-
риятной почвы для распространения наркомании вносит современная
система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные
психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой обра-
зования.
Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразо-
вательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так
называемых школ "нового типа" (гимназии, колледжи и т.п.). Элитные
школы являются экспериментальной базой для внедрения новых, "прог-
рессивных" методов обучения. При этом программы обучения не серти-
фицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохра-
нения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиеничес-
кой и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не
соответствуют возможностям растущего организма, что могут способс-
твовать инвалидизации. Например, с компьютеризацией связывают воз-
никновение заболеваний органов зрения у 40% школьников.
Отрицательно сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы
с трудовой деятельностью. Как правило, дети, вынужденные совмещать
учебу и работу - это дети из низко обеспеченных семей, у которых
дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно качест-
венным питанием и другими факторами, связанными с низким уровнем
жизни семьи.
Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающе-
гося, несбалансированных режимов его умственной деятельности, про-
изводительного труда и отдыха.
Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокра-
щение охвата детей общественным дошкольным образованием (на
01.01.99 только 53,9 проц. детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают
дошкольные учреждения) дополнительно сказывается на возможности
проведения соответствующей воспитательной работы среди детей дош-
кольного возраста и их родителей.
Также существенным отягощающим фактором риска возникновения
наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.
Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми нега-
тивными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значи-
тельному ухудшению показателей их здоровья.
По данным Минздрава России:
до 50 проц. гимназистов заканчивают учебный день с признаками
сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах
таких школьников 20-30 проц.;
повышенная невротизация диагностируется у 55-83 проц. учащихся
школ нового типа, а более половины учеников этих школ имеют хрони-
ческие болезни. Среди практически здоровых - две трети детей имеют
морфофункциональные изменения;
в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих
на организм ребенка, у 25 проц. детей и подростков развивается
синдром астенизации физического развития, характеризующийся умень-
шением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости лег-
ких;
из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в
возрасте 15-17 лет, у 94,5 проц. были зарегистрированы разные забо-
левания, основные из которых - близорукость (за время обучения чис-
ло детей с близорукостью увеличивается в пять раз), заболевания
опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нерв-
ной системы, причем распространенность заболеваний, ограничивающих
выбор профессии, достигает 30 проц.;
распространенность психических заболеваний среди детей и под-
ростков возрастает каждые 10 лет на 10-15 проц., частота психичес-
ких заболеваний достигает у детей 15 проц., у подростков - 20- 25
проц., психические заболевания являются причиной инвалидности с
детства в 70 проц. случаев, непригодности к военной службе - в 33
проц. случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10 проц. де-
тей, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные
нервно-психические расстройства, причем треть из них - в стадии де-
компенсации.
Отсюда следует, что современная система образования в российс-
ких школах вносит свой "весомый вклад" в ухудшение общесоматическо-
го и психического здоровья учащихся, наряду с другими неблагоприят-
ными влияниями повседневной жизни. Учащиеся с перечисленными нару-
шениями относятся к группам риска и нуждаются в специализированной
медицинской и психологической помощи.
Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не
только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, гео-
политических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и
взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоци-
ального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочти-
тельных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с ис-
пользованием потенциала заинтересованных государственных институтов
и общественности.
Обращает также на себя внимание низкий уровень информирован-
ности населения о профилактике наркотической патологии и малая дос-
тупность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-ре-
абилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и
превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ.
Около 60 проц. опрошенных детей и подростков и 28 проц. взрослых не
представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических
проблем. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную
наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детс-
ко-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги ком-
мерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны
профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учи-
телей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов,
врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к
решению проблем профилактики наркомании.
Полный текст документа смотреть здесь