Багаевская СОШ № 2 - Методические рекомендации антитеррористической направленности.

Методические рекомендации антитеррористической направленности.

Программа антитеррористической безопасности Ростовской области

Программа по противодействию распространению идеологии терроризма

Профилактика экстремизма

Справка о профилактике терроризма

Справка по профилактике экстремизма

Указ Президента РФ от 15_02_06_О мерах по противодействию терроризму

Федеральный закон от 06.03.06 № 35-ФЗ_О противодействии терроризму

ФЗ-114 О противодействии экстремистской деятельности

Рекомендации НАК по информац.-пропаганд.работе

Рекомендации по использованию различных методов форм и технолог ИПД по формир распростр АТИ среди

Религиозно-политический экстремизм. Программа спецкурса.

Религиозно-политический экстремизм. 

Список рекомендуемой литературы

Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г

Стратегия и методики  информационного обеспечения

Действия должностных лиц при обнаруж взрывных устройств

Действия НАСЕЛЕНИЯ при обнаруж взрывных устройств

Действия населения при проведении теракта

Действия населения при угрозе теракта

Действия по антитеррористической безопасности

 

Памятка сотруднику охраны

О мерах по антитеррористической безопасности и защите школьников

МБОУ БСОШ № 2.

1.  Разрешать посетителям вход в здание школы только по предъявлении ими документа, удостоверяющего личность;

2.                осуществлять регистрацию прибывшего в журнале учета посетителей, в котором указывается Ф.И.О., номер документа, удостоверяющего личность, время прибытия и время убытия посетителя;

3.                следить за тем, чтобы в период проведения школьных занятий входные двери школы, у которых находится пост охраны, были закрыты, а входные двери, где нет постоянной охраны, а также запасные входы были опечатаны;

4.                в вечернее и ночное время обходить здание школы с внешней стороны, проверяя целостность стекол на окнах, состояние решеток, входных дверей, о чем делать запись в журнале;

5.                в случае вынужденной эвакуации из здания обеспечить организованный выход учащихся и персонала школы через основные и запасные двери согласно плану эвакуации. Принять меры по организации охраны имущества образовательного учреждения. О факте эвакуации незамедлительно сообщить оперативному дежурному частного охранного предприятия и в милицию. Далее действовать по указанию старшего оперативного начальника;

6.                при обнаружении подозрительных предметов (пакета, коробки, сумки и др.) оградить их, немедленно сообщив об этом дежурному администратору и в правоохранительные органы и оперативному дежурному, принять меры по недопущению к данным предметам посторонних лиц и школьников;

7.                не допускать стоянки постороннего транспорта у здания образовательного учреждения и прилегающей к нему территории. Следить за тем, чтобы входные ворота были закрытыми. О всех случаях стоянки бесхозного транспорта сообщить дежурному администратору и  в правоохранительные органы;

8.                при появлении у здания и нахождения длительное время посторонних лиц, сообщить в правоохранительные органы и усилить пропускной режим.

 

 

Памятка руководителю образовательного учреждения

о первоочередных действиях при угрозе террористического акта

или возникновении иных нештатных ситуаций

 

При получении информации об угрозе совершения террористического акта или возникновении нештатной ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения руководитель образовательного учреждения (лицо его заменяющее) ОБЯЗАН:

  1. Оценить информацию в плане ее объективности, полноты и своевременности.
  2. Организовать экстренную эвакуацию людей из зоны возможного поражения (террористического устремления), исключая панику, суету и столпотворение.
  3. Лично доложить о происшедшем:

- руководителю муниципального органа управления образованием или его заместителю;

- УВД по телефону 02;

- ГО и ЧС по телефону 112.

Информация должна содержать: наименование организации, ее точный адрес, характер происшествия, возможные последствия, известные места нахождения злоумышленников, сведения о наличии у них огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и иных средств террора, единомышленников вне зоны оцепления, требования выдвигаемые преступниками.

  1. При необходимости вызвать скорую помощь и пожарную охрану.
  2. Организовать, по возможности, оцепление места происшествия имеющимися на объекте силами и средствами, обеспечив сохранность и неприкосновенность всех предметов, связанных с событием.
  3. Принять меры по фиксации точного времени происшествия, участников и очевидцев, а также посторонних лиц, оказавшихся накануне и после событий на территории объекта.
  4. Силами работников объекта принять меры по усилению охраны и пропускного режима учреждения, мест складирования и хранения опасных веществ.
  5. Исключить использование на объекте средств радиосвязи, включая мобильные телефоны.
  6. Обеспечить подъезд к месту происшествия и условия для работы представителям правоохранительных органов, медицинской помощи, пожарной охраны, аварийных служб. Выделить работников учреждения, способных быть консультантами оперативного штаба по проведению контртеррористической операции.
  7. Во взаимодействии с оперативным штабом по проведению контртеррористической операции организовать работу по защите коллектива и максимальному снижению ущерба учреждению.
  8. Проверить выполнение отданных ранее распоряжений.

 

Как не стать жертвой теракта. Базовые рекомендации

 

Основные принципы

 

?  К террористическому акту невозможно заранее подготовиться. Поэтому надо быть готовым к нему всегда.

?  Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, например, крупные города, международные аэропорты, места проведения крупных международных мероприятий, международные курорты и т.д. Обязательным условием совершения атаки является возможность избежать пристального внимания правоохранительных структур - например, досмотра до и после совершения теракта. Будьте внимательны находясь в подобных местах. Террористы действуют внезапно и, как правило, без предварительных предупреждений.

?  Будьте особо внимательны во время путешествий. Обращайте внимание на подозрительные детали и мелочи - лучше сообщить о них сотрудникам правоохранительных органов. Никогда не принимайте пакеты от незнакомцев и никогда не оставляйте свой багаж без присмотра.

?  Всегда, всегда, всегда уточняйте, где находятся резервные выходы из помещения. Заранее продумайте, как Вы будете покидать здание, если в нем произойдет ЧП. Никогда не пытайтесь выбраться из горящего здания на лифте. Во-первых, механизм лифта может быть поврежден. Во-вторых, обычно испуганные люди бегут именно к лифтам. Лифты не рассчитаны на перевозку столь большого количества пассажиров - поэтому драгоценные минуты, необходимые для спасения, могут быть потеряны.

?  В зале ожидания аэропорта, вокзала и т.д. старайтесь располагаться подальше от хрупких и тяжелых конструкций. В случае взрыва они могут упасть или разлететься на мелкие кусочки, которые выступят в роли осколков - как правило, именно они являются причиной большинства ранений.

 

В семье

 

?  Разработайте план действий в чрезвычайных обстоятельствах для членов Вашей семьи. У всех членов семьи должны быть телефоны, адреса электронной почты, номера пейджеров и т.д. друг друга для оперативной связи. Эти координаты должны быть у учителей школы, куда ходит Ваш ребенок, у секретаря организации, в которой Вы работаете, у родственников и знакомых и т.д. Иногда, системы связи, расположенные в одной районе, могут быть повреждены или обесточены, что сделает невозможным связаться друг с другом. Поэтому договоритесь, что в экстренных случаях вы будете звонить знакомому или родственнику, живущему вдали от Вашего района. Назначьте место встречи, где вы сможете найти друг друга в экстренной ситуации.

?  Подготовьте "тревожную сумку": минимальный набор вещей, немного продуктов длительного хранения, фонарик, батарейки, радиоприемник, воду, инструменты, копии важнейших документов.

 

 

 

 

 

 

На работе

 

Террористы предпочитают взрывать высотные и известные здания, поскольку теракт, совершенный в подобных местах, имеет некий символический эффект. Если Вы работаете в таком здании или посещаете его:

?  Выясните, где находятся резервные выходы.

?  Узнайте о плане эвакуации из здания в случае ЧП.

?  Узнайте, где хранятся средства противопожарной защиты и как ими пользоваться.

?  Постарайтесь получить элементарные навыки оказания первой медицинской помощи.

?  В своем столе храните следующие предметы: маленький радиоприемник и запасные батарейки к нему, фонарик и запасные батарейки, аптечку, шапочку их плотной ткани, носовой платок (платки), свисток.

 

Угроза взрыва бомбы

 

Примерно в 20% случаев террористы заранее предупреждают о готовящемся взрыве.

Иногда они звонят обычным сотрудникам. Если к Вам поступил подобный звонок ,

?  Постарайтесь получить максимум информации о времени и месте взрыва. Постарайтесь записать все, что Вам говорит представитель террористов - не полагайтесь на свою память.

?  Постарайтесь как можно дольше удерживать звонящего на линии - это поможет спецслужбам идентифицировать телефонный аппарат, с которого был совершен этот звонок.

?  Если в здании обнаружен подозрительный пакет (ящик и т.д.), ни в коем случае не прикасайтесь к нему и как можно скорее известите правоохранительные органы о месте его нахождения.

?  Во время эвакуации старайтесь держаться подальше от окон.

?  Не толпитесь перед эвакуированным зданием - освободите место для подъезда машин полиции, пожарных и т.д.

После взрыва бомбы

?  Немедленно покиньте здание: не пользуйтесь лифтами.

?  Если сразу после взрыва начали качаться шкафы, с них стали падать книги, папки и т.д. ни в коем случае не пытайтесь удержать их - спрячьтесь под стол и переждите несколько минут.

 

Если начался пожар

 

?  Подойдя к закрытой двери, сперва дотроньтесь до нее - сверху, посередине и снизу. Если дверь горячая - открывать ее нельзя, потому что за ней бушует пожар. В этом случае, ищите другой выход. Если дверь не нагрелась, открывайте ее медленно и осторожно.

?  Главная причина гибели людей при пожаре - дым и ядовитые газы, образующиеся при горении предметов, изготовленных из синтетических материалов. Дым слепит, а вдыхание газов может вызвать тяжелое отравление, помутнение и даже потерю сознания. Поэтому, покидая здание старайтесь пригибаться как можно ниже. Прикройте рот и нос носовым платком, желательно влажным. Дышите только через него. Старайтесь дышать неглубоко.

?  Если в коридоре начался пожар, и Вы не можете выйти из кабинета, скатайте в рулон коврик и полотенца, смочите их водой и постарайтесь как можно плотнее заделать щели в двери. Немного приоткройте окно, но ни в коем случае не полностью. Выбросите в окно яркий кусок материи, светите в окно фонариком, свистите, стучите по трубам, чтобы пожарные заметили, что в комнате кто-то есть. Кричите только в крайнем случае: как правило, человеческий крик крайне сложно услышать, кроме того, крик способен привести к печальным последствиям: крича, человек способен глубоко вдохнуть газ, образующийся в процессе горения и потерять сознание.

 

Если Ваш дом (квартира) оказались вблизи эпицентра взрыва

 

?  Осторожно обойдите все помещения, чтобы проверить нет ли утечек воды и газа, возгораний и т.д. В темноте ни в коем случае не зажигайте спички или свечи - пользуйтесь фонариком.

?  Немедленно отключите все электроприборы. Погасите газ на плите и т.д.

?  Обзвоните своих родных и близких и кратко сообщите о своем местонахождении, самочувствии и т.д. Без особой нужды не пользуйтесь телефоном - АТС может не справиться с потоком звонков.

?  Проверьте, как обстоят дела у соседей - им может понадобиться помощь.

Если Вы находитесь вблизи места совершения теракта

?  Сохраняйте спокойствие и терпение

?  Выполняйте рекомендации местных официальных лиц

?  Держите включенными радио или ТВ для получения инструкций

 

Если Вас эвакуируют из дома

 

?  Оденьте одежду с длинными рукавами, плотные брюки и обувь на толстой подошве. Это может защитить от осколков стекла.

?  Не оставляйте дома домашних животных.

?  Во время эвакуации следуйте маршрутом, указанным властями. Не пытайтесь "срезать" путь, потому что некоторые районы или зоны могут быть закрыты для передвижения.

?  Старайтесь держаться подальше от упавших линий энергопередач.

В самолете

?  Следите за окружением. Обращайте внимание на других пассажиров, которые ведут себя неадекватно. Если кто-то вызывает у Вас подозрение - сообщите об этом службе безопасности аэропорта или стюардессе.

?  Не доверяйте стереотипам. Террористом может быть любой человек, вне зависимости от пола, возраста, национальности, стиля одежды и т.д.

?  Если Вы окажетесь в самолете, в котором действуют террористы, не проявляйте излишней инициативы, не провоцируйте их на совершение актов насилия в отношении пассажиров и экипажа.

?  Ваша главная задача - остаться живым и невредимым. Помните, что Вы не сможете самостоятельно справиться с угонщиком. Это вдвойне опасно, потому что на борту могут оказаться его сообщники.

?  Знайте, куда можно позвонить в случае опасности. Полезно загнать в память телефона номер линии спецслужб. Может случиться так, что Ваш телефон окажется единственным средством связи с внешним миром.

?  Будьте одной командой. Если самолет захвачен, Вы должны объединиться с другими пассажирами и членами экипажа. Не старайтесь повысить свой авторитет за счет заискивания с террористами. Выполняйте их команды и старайтесь, насколько это возможно, сохранять спокойствие.

 

Помощь жертвам

 

?  Если человеку не угрожает немедленная опасность погибнуть в огне или в результате падения тяжелых конструкций, не выносите его из здания самостоятельно и не старайтесь оказывайте медицинскую помощь. В ряде случаев это может привести к печальным последствиям, например, если у него сломан позвоночник, то малейшее движение может привести к повреждению спинного мозга. Главная Ваша задача - как можно быстрее привести к пострадавшему профессионалов.

 

 

ПРИЗНАКИ НАЛИЧИЯ ВЗРЫВНЫХ

 

устройств

•       Припаркованные   вблизи   домов   автомашины, неизвестные жильцам, (бесхозные).

•       Присутствие   проводов,   небольшой   антенны, изоленты.

•       Шум  из обнаруженного   предмета   (тикание часов, щелчки).

•       Наличие на  найденном предмете,  источников питания  (батарейки).

•       Растяжки из проволоки, шпагата, веревки.

•       Необычное        размещение        обнаруженного предмета.

•       Специфический, не свойственный, окружающей местности, запах.

•       Бесхозные портфели, чемоданы, свертки, сумки,   мешки, ящики, коробки.

При     обнаружении  подозрительных    предметов немедленно сообщите   в     дежурные     службы территориальных   органов   внутренних   дел,   ФСБ,   управления по делам ГО и ЧС.

 

Памятка дежурному администратору

(дежурному) образовательного учреждения о первоочередных действиях

при угрозе террористического акта или возникновении иных

нештатных ситуаций

 

При получении информации об угрозе совершения террористического акта или возникновении нештатной ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения дежурный администратор (дежурный) образовательного учреждения ОБЯЗАН:

1. Убедиться в ее объективности, незамедлительно приняв меры по перепроверке первичного сообщения.

2. Лично доложить о случившемся руководителю образовательного учреждения.

Информация должна содержать возможные полные данные о:

- времени происшествия, источнике информации и подтверждающих ее фактах;

- о злоумышленниках, их численности, местах сосредоточения, наличии у них средств террора, вероятных путях проникновения на территорию объекта, выдвигаемых требованиях, психоэмоциональном состоянии;

- участке объекта (месте учреждения), где произошла нештатная ситуация, количестве в нем детей и работников.

3. Отдать распоряжение об усилении пропускного режима и охраны в учреждении с одновременным информированием о нештатной ситуации ответственного за пропускной режим.

4. Применить средство тревожной сигнализации.

5. По самостоятельной инициативе не вступать в переговоры с террористами.

6. Выполнять требования злоумышленников, не связанные с угрозами жизни и здоровья людей, при этом не рисковать жизнью окружающих и своей, не провоцировать террористов к применению оружия.

7. По возможности обеспечить документирование первичной информации о нештатной ситуации и принимаемых мерах на любых носителях информации, которые первой возможности передать руководителю образовательного учреждения или в правоохранительные органы.

8. Организовать контроль за развитием ситуации и оперативное информирование руководства.

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА

персоналу школы по действиям в ЧС

 

1.   При аварии на объекте, имеющем активные химические отравляющие вещества (АХОВ).

 

А. Получив информацию об угрозе заражения:

1)             Оповестить руководящий состав, классных руководителей и учителей начальных классов об угрозе заражения АХОВ.

2)             Быть готовым к экстренной эвакуации всего личного состава школы за пределы предполагаемой зоны заражения, с учетом направления ветра у земли в данное время.

2.   При пожаре.

А. При угрозе возникновения пожара:

1)             Привести в готовность отделение пожаротушения и имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, противопожарный инструмент).

2)      Из числа учащихся старших классов создать 2-3 наблюдательных поста с задачей постоянного наблюдения и периодического доклада начальнику штаба школы об изменениях обстановки.

3)             Провести эвакуацию учащихся из предполагаемого места возникновения пожара.

3.   При урагане (шторме).

 

А. При получении штормового предупреждения о приближении урагана (шторма):

1)            Прекратить занятия всех учащихся, учащихся начальных классов под руководством классных руководителей развести по домам.

2)     с помощью бригад, сформированных из числа учащихся 10-11 классов, укрепить чердачные, вентиляционные люки и окна, плотно закрыть двери и окна.

3)     С учащимися провести беседы о необходимости строгого выполнения правил поведения в укрытии.

4)     Обесточить помещения, кроме помещений, где находятся учащиеся, перекрыть воду, газ, кроме помещений укрытия.

4.   При снежных заносах.

 

А. При угрозе возникновения:

1)             Прекратить занятия в школе, детей отправить по домам, учащихся младших классов под контролем учащихся 10-11 классов.

2)      Организовать наблюдение на территории школы, данные наблюдения докладывать в штаб ГО школы.

3)      Уточнить мероприятия по ликвидации последствий при снежных заносах..

4)      Подготовить лопаты, скребки и метлы к выдаче учащимся 8-11 классов.

 

5.   При радиоактивном заражении местности при аварии на действующей АЭС.

 

А. При угрозе радиоактивного заражения местности:

1)             Проведение работ силами учащихся по герметизации помещений школы.

2)      Подготовка документации и ценного имущества школы к эвакуации, используя помощь учеников 11-х классов.

3)             Быть готовым к проведению йодной профилактики учащихся и всего постоянного состава школы.

4)      Организовать изготовление простейших средств защиты органов дыхания.

5)             Постоянному составу школы быть готовым к эвакуации.

 

6.   При получении известия о заложении взрывного устройства в одном из

помещений школы.

 

А. Сообщение получено от неизвестного по телефону:

1)             Сообщить в милицию (по телефону 02) и директору школы о полученной информации.

2)             Организовать экстренную эвакуацию персонала и учащихся из здания школы.

3)             До прибытия представителей милиции организовать охрану здания школы силами группы ООП.

4)      Сообщить о полученной информации в управление района по делам ГО и ЧС, в администрацию района, сообщается ФСБ (если будет обнаружено взрывное устройство).

5)      С прибытием в школу милиции и других служб оказать им необходимую помощь и организовать взаимодействие.

Б. Сообщение получено от  милиции по телефону:

1)             Сообщить  о  полученной  информации директору школы  в  управление района по делам ГО и ЧС, в администрацию района, в ФСБ.

2)      Организовать экстренную эвакуацию персонала и учащихся из здания школы.

3)             До прибытия представителей милиции организовать охрану здания школы силами группы ООП.

4)             С прибытием в школу милиции и других служб оказать им необходимую помощь и организовать взаимодействие.

7.      При угрозе затопления или наводнения.

1) Получив   сигнал   об   угрозе   наводнения   или   затопления   немедленно организовать экстренную эвакуацию персонала и учащихся.

2) С помощью постоянного состава и технического персонала школы принять меры по эвакуации имущества и документации школы.

8.    При угрозе террористического акта.

1)             Завесить оконные проемы.  Это убережет    от разлетающихся осколков стекол.

2)      Подготовиться к экстренной эвакуации.

3)      Удалить из здания школы горюче-смазочные   и легковоспламеняющиеся материалы.

4)      Подготовить йод, бинты, вату и другие медицинские средства для оказания первой медицинской помощи.

5)             Желательно   отправить   детей   домой   в   сопровождении   взрослых   и старшеклассников.

 

ИНСТРУКЦИЯ

по правилам поведения при проведении

экстренной эвакуации из здания школы.

В случае возникновения пожара.

 

  1. Сигнал об экстренной эвакуации подается с помощью звонковой сигнализации, один длинный звонок в течении 3 минут.
  2. Услышав сигнал, учитель, ведущий урок немедленно прекращает занятия и согласно плана эвакуации организованно выводит детей из здания школы к месту сбора. На месте сбора он проверяет наличие детей по классному журналу, докладывает дежурному администратору или директору школы о наличии детей и до окончания эвакуационных мероприятий  несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
  3. Во время эвакуации двигаться нужно быстрым шагом, но не бежать.
  4. Во время эвакуации отключается электроэнергия, двери кабинетов и помещений не запираются.
  5. Дежурные учителя на этажах осуществляют контроль за эвакуацией. И несут ответственность за своевременную и организованную эвакуацию детей со своего этажа.
  6. Дежурный администратор осуществляет общий контроль за эвакуацией учащихся из здания. И проверяет наличие учащихся по докладам учителей.
  7. За своевременную эвакуацию технического персонала, ответственность несет заместитель директора по АХЧ.
  8. Свободные от уроков учителя оказывают помощь дежурным по этажам в обеспечении организованного вывода детей из здания школы.
  9. Дежурный у входа отвечает за своевременное открытие дверей запасных выходов из здания школы.
  10. Преподаватель ОБЖ проводит общую проверку кабинетов и помещений школы на наличие оставшихся там людей и контролирует отключение электроэнергии.
  11. По окончании эвакуации учащиеся и персонал выстраиваются на месте сбора и действуют согласно указаниям директора школы или дежурного администратора.
  12. В случае возникновения пожара нештатное звено пожаротушения приступает к тушению пожара с помощью огнетушителей и других подручных средств.

 

ИНСТРУКЦИЯ ПЕРСОНАЛУ

при поступлении угрозы террористического акта

в письменном виде

 

  1. Общие требования безопасности

1.1.           Угрозы в письменной форме могут поступить в образовательное учреждение, как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода ано­нимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете и т.д.).

1.2.           При этом необходимо четкое соблюдение персоналом образовательного учреждения обращения с анонимными материалами.

  1. Предупредительные меры (меры профилактики):
  • тщательный просмотр секретарями поступающей письменной продукции,  прослушивание магнитных лент, просмотр дискет;
  • особое внимание необходимо обращать на бандероли, письма, крупные упаковки, посылки, футляры упаковки и т.п., в том числе и рекламные проспекты.
    1. Цель проверки – не пропустить возможные сообщения об угрозе террористического акта.

2. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера

2.1. При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера выполнить следующие требования:

  • обращайтесь с ним максимально осторожно;
  • уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку;
  • постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;
  • если документ поступил в конверте, его вскрытие производится только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;
  • сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте;
  • не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.

 

 

2.2 Анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны  конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается  текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их обнаружением или получением.

2.3. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.

2.4. При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.

2.5. Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.