Багаевская СОШ № 2 - Этика и психология семейной жизни

 

 

 

                                                                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Элективного курса по психологии

«этика и психология семейной жизни»

9 класс

 

 

Руководитель: Шагиева Е.А

 

 

 

2015-2016

 

 

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

ПРОГРАММА
курса для учащихся 9 классов


                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
     Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества. Рабочая программа по курсу разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,
  • Типовое  положение об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 .05. 2001 года № 196,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. № 1089»от 31.01.2012г. №69
  • Приказ Министерства образования и науки РФ « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312»от 1.02.2012 №7
  • Президентская образовательная инициатива «Наша новая школа»,2010г.. 
  •   Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189
  • Устав МБОУ СОШ №2.


    Ведущей целью курса “Этика и психология семейной жизни” является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.
    

  В первом разделе “Личность, общество, семья» задачей является представление о сущности личности, об индивидуальных особенностях человека, о том как анализировать собственные качества, поступки, отношения. Критически оценивать себя с учетом требований, предъявляемых человеку обществом, коллективом, семьей. Цель раздела: раскрыть сущность основных понятий, пробудить стремление к самопознанию и самовоспитанию
   

  Задача второго раздела “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения. Цель раздела: показать роль и значение общения в жизни людей, особенности различных видов отношений, складывающихся между людьми в процессе общения, раскрыть специфику взаимоотношений в юношеском возрасте.
   

   Третий раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи. Цель раздела: дать учащимся представление о браке, нравственно-этических основах вступления в брак.

 
   В четвертом  разделе “Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей. Цель раздела:  дать представление о нравственных основах жизни семьи, показать единство интересов семьи и общества, способствовать формированию идеала высоконравственных семейных отношений.
 

  В пятом разделе “Семья и дети” рассматриваются темы: незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания. Цель раздела: охарактеризовать основные мероприятия в области охраны детства и материнства.
   

  Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничиваются рамками данного курса, а являются общепедагогической задачей, которая разрешается в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой воспитания и обучения в школе.
     

Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей.
     

Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса, поскольку их коллективное обсуждение в классе означало бы солидарность с позицией “свободного секса”, перечеркивающей этические нормы семьи. Глубоко интимные, сокровенные вопросы отношения полов могут обсуждаться лишь в доверительном общении матери с дочерью, отца с сыном. Поэтому принципом преподавания курса “Этика и психология семейной жизни” является недопустимость провоцирования у подростков и юношей переживаний сексуального характера. Необходимо бережное отношение к их чувству стыдливости. Подросток и юноша могут переступить через это чувство, но в дальнейшем не исключена возможность и преступления против совести, поскольку стыд и совесть связаны неразрывно.
     Вопреки массовой пропаганде “сексуальной свободы”, в душе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, прочной семье. Стремления эти могут быть глубоко запрятаны, “вытеснены” из сознания мнением большинства. Задачей же учителя является пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять бездуховности, цинизму, разврату.
     Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты: расширить знания о семье, как ячейки общества. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни на всех этапах возрастного развития.

Эффективность занятий зависит от разнообразия методов и форм их проведения: лекции, беседы, диспуты, обсуждение статей, книг, фильмов, тесты, анкеты, рефератные работы, презентации.

Ожидаемые результаты

Реализация программы предполагает следующие положительные результаты:

  • присвоение учащимися этического и социального опыта и поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье и обществе;
  • профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций;
  • овладение знаниями и умениями в организации семьи, домашнего хозяйства, досуга, оздоровления и создания благоприятного психологического климата в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

“Этика и психология семейной жизни”

№ разделов

Разделы и темы

Кол-во часов

Класс 9 «А»

дата

Класс 9 «Б»

дата

Класс 9 «В»

дата

1

Личность, общество, семья

 

 

 

 

 

1.Что такое личность.

2

04.09

11.09

03.09

10.09

01.09

08.09

 

2.Личность и семья, личность и общество.

2

18.09

25.09

17.09

24.09

15.09

22.09

2

Особенности межличностных отношений

 

 

 

 

 

1.Психология межличностных отношений.

1

02.10

01.10

29.09

 

2.Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Товарищество и дружба.

2

09.10

16.10

08.10

15.10

06.10

13.10

 

3.Любовь как высшее человеческое чувство. Культура поведения влюбленных.

2

23.10

30.10

22.10

29.10

20.10

27.10

3

Брак и семья

 

 

 

 

 

1.Что такое готовность к браку.

1

13.11

12.11

10.11

 

2.Семья и ее функции. Особенности молодой семьи.

1

20.11

19.11

17.11

4

Основные ценности семьи

 

 

 

 

 

1.Понятие о нравственности. Психологический климат семьи.

1

27.11

26.11

24.11

 

2.Трудовая атмосфера семьи. Бюджет и хозяйство. Эстетика быта. Быт и традиции казаков.

1

04.12

03.12

01.12

 

3.Последствия нарушений семейных отношений.

1

11.12

10.12

08.12

5

Семья и дети

 

 

 

 

 

1.Забота общества о детях. Воспитание детей в казачьей семье.

1

18.12

17.12

15.12

 

2.Мать и отец – первые воспитатели.

1

25.12

24.12

22.12

 

Всего

16

 

 

 

Рабочая программа предусматривает следующие формы итоговой аттестации:

- презентация, реферат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9-й КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ

Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ


     1. Что такое личность.
     Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.
     Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.
     Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.
     Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.
     2. Личность и семья, личность и общество.
     Важнейшая задача семьи -формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.
     Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА


     1. Психология межличностных отношений.
     Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
     Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.
     Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.
     2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.
     Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность
     и т. д.
     Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.
     Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.
     Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.
     Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.

     3. О товариществе и дружбе.
     Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.
     Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.
     Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.
     4. Любовь как высшее человеческое чувство. Культура поведения влюбленных.
     Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.
     Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.
     Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.
     Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости.
     Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.
     Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
     Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
БРАК И СЕМЬЯ


     1. Что такое готовность к браку.
     Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
     Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.
     2. Семья и ее функции.
     Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.
     3. Особенности молодой семьи.
     Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.
     Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.
     Распределение обязанностей, планирование дел в семье.
     Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.)
     Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
     Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.
     Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.  

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ


     1. Понятие о нравственности. Психологический климат семьи.
     Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец - духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец - моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за духовно-нравственное состояние членов семьи.
     Жена - незаменимый помощник мужа, отца. Душевная роль жены на семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Жена - хранительница домашнего очага.
     Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, и воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи.
     Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимное послушание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.
     2. Трудовая атмосфера семьи.
     Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых - основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для подражания. Участие детей в трудовой жизни семьи. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Воспитание уважительного отношения ко всем видам труда.
     Соотношение умственного и физического труда в развитии личности. Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек (приготовление пиши, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд на садово-огородных участках и т. д.) Совместный труд супругов и детей - залог благоприятного семейного климата.
     3. Бюджет и хозяйство семьи.
     Психология потребностей человека. Разумные потребности и псевдопотребности. Разрастание потребностей по мере их удовлетворения и с появлением новых предметов удовлетворения. Опасность превращения жизненных средств в цель жизни.
     Соотношение духовных и материальных потребностей. Испытание семьи богатством и бедностью. Необходимость взаимопомощи, милосердия и посильной благотворительности в условиях социального расслоения общества.

Распределение семейного бюджета: постоянные ежемесячные расходы, затраты на лечение и сохранение здоровья, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Соотношение доходов и расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности. Разумная организация питания.
     4. Эстетика быта. Быт и традиции казаков.
     Эстетическая культура семьи. Удобство и уют как средства создания благоприятной атмосферы в семье. Воспитание хорошего вкуса. Самобытность каждого дома. Выдумка, творчество. Народные мотивы. Вещи, сделанные своими руками.
     Искусство в жизни семьи. Музыка в доме. Способность музыки умиротворять, гармонизировать, исцелять душу человека. Народная песня в семье.
     Рок-музыка. Ее разрушительное воздействие на психику: растормаживание сексуальных и агрессивных инстинктов, потеря самоконтроля, снижение умственной деятельности, способности к сосредоточению; наркотизирующее влияние на организм. Манипулирование личностью и толпой: техника подсознательных сообщений (информации, воспринимаемой за порогом сознания).
     6. Последствия нарушений семейных отношений.
     Семейное неблагополучие и его причины: нарушение супружеских отношений, алкоголизм, неверность супругов, конфликтность, ревность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей. Нежелание одного из супругов иметь детей. Неумение супругов в конфликтных ситуациях сдерживаться, избегать “ярлыков” и опрометчивых суждений в адрес друг друга. Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости. Разногласия молодых супругов с родителями. Неумение преодолевать жизненные трудности и страдания. Иждивенческая позиция по отношению друг к другу или к родителям.
     Отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка. Развод и его последствия. Специфика неблагополучия неполных семей.

 

 

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
СЕМЬЯ И ДЕТИ


     1. Забота общества о детях. Воспитание детей в казачьей семье.
     Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием детей в государственных учреждениях. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей (режим, домашняя учебная деятельность школьника, физкультура, обязанности по самообслуживанию, домашний труд, забота о ближних, домашнее чтение).
     Воспитание доброты, сочувствия и сострадания, справедливости и честности. Роль идеала в воспитании ребенка. Руководство в отношении детей с внешним миром: помощь в установлении взаимоотношений со взрослыми; в соблюдении правил поведения в общественных местах; воспитание бережного отношения к вещам. Воспитание любви к природе и заботливого отношения к живым существам.
     Специфика семейного воспитания: влияние на детей личного примера и авторитета родителей. Индивидуальный характер воспитания, последовательность и устойчивость педагогических требований. Использование в воспитании жизненных ситуаций. Включение детей в трудовую деятельность. Слово в воспитании. Забота о детях – всенародное дело.
     2. Мать и отец – первые воспитатели.
Мать – единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности. Уважение к матери должно естественно прорасти из любви, из привязанности к ней и также стать чувством, ибо каждое нравственное правило в детях сначала укореняется как чувство. На отцовских плечах держится мир. Мужчины в первых рядах борцов за мир. Отцом мужчину делает отец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА


1. Библия. Изд. Московской патриархии. М., 1976.
2. Священник Артемий Владимиров. Учебник жизни. М., 1997.
3. Белов В. И. Лад. М., 1982.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5. Борман Р. Молодежь и любовь. М., 1976.
6. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
7. Ветрова В. В. Ладушки игры для детей с родителями. М., 1994.
8. Варга Д. Радости родительских забот. М., 1983.
9. ВеличкинаО. , Иванов А. , Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. М., 1992.
10. Вера. Молитва. Любовь. М., 1993.
11. Волков Г. Н. Этнонедагогика чувашского народа. Чебоксары - Москва, 1988.
12. Гиппенреитер К). Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
13. Жизнеописания достопамятных людей земли русской. М., 1992.
14. Залкинд А. В. Половое воспитание. М., 1928.
15. Запорожец А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М., 1969.
16. Земская И. М. Свет мои. зеркало, скажи. Книга для девочек. М., 1978.
17. Измайлов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1991.
18. Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980.
19. Косвен М.О. Из истории семьи и брака у народов Кавказа. М., 1961.
20. Костанян Н.Н. Семейно-бытовые обряды. // Русская народная словесность. Учебник-хрестоматия для школ, гимназий и лицеев. М., 1994.
21. Ледантек Ф. “Телегония, или влияние первого самца”. В кн.: “Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты”, М., 1899.
22. Лихачев Д.С. Земля родная. Книга для учащихся. 1983.
23. Льюис К.С. Любовь. Страдания. Надежда. М., 1992.
24. Мартышин В.С. Традиции русской семьи. Программа для учащихся. (В печати).
25. Медведева И.Я., Шишова Т. Л. Книга для трудных родителей. М., 1994.
26. Мелик-Пашаев Л. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
27. Музыка созидающая и разрушающая. М., 1989.
28. Низова А.М. Труд в жизни детей. М., 1976.
29. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1969.
30. О семье и воспитании. В 2 т. М., 1996.
31. Полунина В.Н. Одолень-трава. М., 1989.
32. Пришвин М. М. Глаза земли, М., 1957.
33. Простые беседы о нравственности. Коломна, 1994.
34. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
35. Психология личности. Тексты. М., 1982.
36. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
37. Разумихина Г.П. Мир семьи. Книга для учащихся старших классов по курсу “Этика и психология семейной жизни”. М., 1986.
38. Разумихина Г. Будь. пожалуйста, счастлив! М., 1990.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.
40. Семья православного христианина. В 2 т. М., 1997.
41. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1990.
42. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
43. Слободчиков В.И., Исаев В.Н. Психология человека. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
44. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. Программа факультативного курса. М., 1992.
45. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. Хрестоматия для старшеклассников. Москва - Чебоксары. 1996.
46. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. М., 1987.
47. Субботский Е.В. Как рождается личность, М., 1978. '
48. Сухомлинскии В.А. Письма к сыну. М., 1987.
49. Уилки Дж., Уилки Б. Аборт. Вопросы и ответы. М., 1994.
50. Ухтомский А.А. Доминанта. М. -Л., 1966.
51. Ухтомский А.А. Письма. //Пути в незнаемое. Сб. 9. М., 1973.
52. Ушинский К..Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избр. пед. соч. М.,1974.
53. Флоренская Т.А. “Я” - против “я”. М., 1985.
54. Флоренская Т.А. Мир дома твоего (психология в жизни). М., 1998.
55. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
56. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань. 1967.
57. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР М., 1979.
58. Христианская семья и брак. М., 1992.
59. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М., 1997.
60. Шмелев И.С. Лето Господне. М., 1996.
61. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.
62. Этика и психология семейной жизни. Программа курса для учащихся X-XI классов обшеобразовательной школы. М., 1984.
63. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Учебник для 9-12 классов. Вильнюс, 1996.