Багаевская СОШ № 2 - Работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Обучение ОВЗ в школах-интернатах

Августовская конференция 2016

Августовская конференция 2016 психолого-педагогическое сопровождение

 

 

 

Пояснительная записка к комплексному плану на 2016-2020 годы

по развитию системы профессиональной ориентации

детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Комплексный план на 2016-2020 годы по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разработан Минобрнауки России совместно с Минтрудом России по поручению Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.

Мероприятия указанного плана взаимно пересекаются и взаимно дополняются мероприятиями еще нескольких межведомственных планов:

плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 год;

плана по формированию эффективной системы реабилитации детей-инвалидов до 2020 г.;

плана по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для его получения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на период 2016–2018 гг.;

плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.

Основанием для организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
(далее – ОВЗ) являются следующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 3 мая 2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции
о правах инвалидов»;

Конвенция № 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Заключена в г. Женеве 23.06.1975);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями
и дополнениями);

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (редакция
от 29 декабря 2015 г.) «О занятости населения в Российской Федерации», статья 12 которого гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защиту от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы
и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;

Постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1
«Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», частью 1 статьи 11 которой установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет;

Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. № 380н
об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования», направленный на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан, в том числе имеющих ограничения жизнедеятельности и инвалидность;

Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», устанавливающий перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;

Подпункт «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г.
№ 1921-р), содержащий мероприятия по современному научно-методическому обеспечению профориентации детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях и инвалидов, не занятых трудовой деятельностью;

План мероприятий по формированию условий доступности для обучения инвалидов в образовательных учреждениях на 2012-2015 гг. (приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2012 г. № 996), предусматривающий разработку и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также инвалидов и лиц с ОВЗ, не занятых трудовой деятельностью с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), частью 3 статьи 66 которой регламентируется, что содержание среднего общего образования профессионально ориентировано и направлено, в том числе, на подготовку обучающегося к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности;

Статья 42 Закона об образовании, которая делегирует оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемым органами местного самоуправления.

Получение детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся.

В соответствии с Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» под профессиональной ориентацией понимается комплекс специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда.

Основные направления профессиональной ориентации:

профессиональная информация –  ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Поскольку семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности человека, работу с родителями детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в части обсуждения вопроса родительских ожиданий будущего своего ребенка необходимо начинать с раннего возраста и не прекращать до момента успешного трудоустройства.

Эту работу возможно организовать в рамках оказания ранней помощи семьям с детьми с ОВЗ и инвалидами.

Развитие трудовых навыков, привитие мотивации труда, ознакомление детей с профессиями начинается уже в дошкольном возрасте и продолжается в школе в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

С 14 лет ребенок с ОВЗ или инвалидностью становится субъектом мероприятий, направленных на его профессиональную ориентацию, профессиональное обучение. Это закреплено частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Такая работа проводится в школах за счет обеспечения профориентационной направленности учебных программ и учебно-воспитательного процесса в целом, проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы; организации дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

Колледжи и ВУЗы тоже ведут профориентационную работу с абитуриентами для усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии, проводят профессиональный отбор поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности. В субъектах Российской Федерации в рамках реализации Государственной программы «Доступная среда» будут созданы базовые колледжи и ВУЗы, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального и высшего образования. В рамках этих центров возможно функционирование Центров карьеры, одной из задач которых будет организация профориентационной работы.

Образовательные организации используют потенциал территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере социальной защиты населения, которые оказывают услуги по профессиональному информированию, профконсультированию, психофизиологическому отбору, психологической поддержке; осуществляют методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации.

В работе по профориентации участвуют и региональные Центры занятости населения, работники которых информируют и консультируют граждан, обратившихся в службу занятости в целях выбора (смены) сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; осуществляют профессиональное консультирование с учетом данных анализа состояния рынка труда соответствующих муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в том числе сведений о заявленной работодателями потребности в работниках, а также перечня приоритетных профессий (специальностей).

Состав группы лиц с особыми образовательными потребностями неоднороден по физическим, психологическим, познавательным, эмоциональным особенностям. Профориентационная работа должна быть построена на знании специфики каждой группы нарушенного развития (слух, зрение, речь, опорно-двигательная система, интеллект, эмоциональная сфера и др.) и проводиться специалистом, имеющим знания в области дефектологии.

В планируемых мероприятиях плана выделены 3 категории лиц с особыми потребностями и нуждающиеся в особых подходах, моделях и технологиях при проведении профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства:

  1. категории лиц с умственной отсталостью, сложной структурой дефекта  необходимы профессиональные пробы и сопровождаемая трудовая занятость;
  2. категория лиц с ОВЗ и инвалидов, имеющих основное общее и среднее общее образование нуждается в курсе профориентационных мероприятий, включающем в себя в том числе работу с родителями; сопровождаемое обучение в профессиональной образовательной организации (образовательной организации высшего образования); сопровождаемое трудоустройство;
  3. социально-трудовая адаптация необходима безработным гражданам, утратившим способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности) (лицам, ставшим инвалидами).

Для этого в мероприятия плана включено проведение научных исследований в области профориентации и профадаптации, результаты которых в качестве методических рекомендаций будут направлены в субъекты для использования в работе.

Особенностью профориентационной работы с лицами с инвалидностью является также необходимость  учета их состояния здоровья и рекомендаций МСЭ в индивидуальной программе реабилитации инвалида, содержащих заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Для детей с ОВЗ такие рекомендации должны быть прописаны психолого-медико-педагогической комиссией в заключении, для выполнения которых в обязательном порядке в рамках реализации плана запланировано внесение изменений в приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082
«Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Таким образом, к профориентационной работе должны быть привлечены  и организации здравоохранения, которые выявляют в ходе регулярно проводимых профилактических осмотров обучающихся образовательных организаций имеющих отклонения в состоянии здоровья, их профессиональную пригодность; создают совместно с территориальными центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, службами занятости, психологическими службами постоянно действующие или временные пункты медицинского консультирования.

Мероприятиями плана по профориентации предусмотрена организация более тесного межведомственного взаимодействия в части организации системной комплексной профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ.

Итогом профориентации должно быть профессиональное обучение, профессиональное образование. Одной из проблем получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ остается недостаточная информированность о возможностях получения ими профессионального (высшего и среднего) образования в регионе проживания и в целом по Российской Федерации.

В рамках реализации плана будут широко использоваться 2 информационных портала информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования и высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидов, разработанные ФГБОУ ВПО Челябинский государственный университет в 2015 г.

Следующим важнейшим условием эффективности профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ – это постановка ее на основу инклюзивного подхода, не допуская их сегрегации (социального отделения и дискриминации) и маргинализации, искусственного выделения их в некую отдельную социальную группу, даже в целях профориентационной работы. Учитывая то, что профессиональная самореализация каждого человека невозможна без его полноценной социализации, в том числе и экономической и политической, профориентационные мероприятия должны проводиться не выборочно с учащимися с ОВЗ, а со смешанными группами, включающими как их, так и учащихся, не имеющих ОВЗ.

В современных условиях отсутствия государственной службы профориентирования целесообразным представляется создание единого Учебно-методического Центра профориентационной работы, чья деятельность будет нацелена на оказание учебно-методической помощи тем специалистам, которые несут ответственность за успешность предпрофильной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ.

В рамках работы такого Центра могла бы осуществляться профессиональная подготовка и повышение квалификации профконсультантов. Ведь помимо знания специфики нарушенного развития каждой нозологической группы, моделей и технологий профориентационной работы специалист по профориентации должен обладать знаниями о рекомендуемых видах трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

В рамках реализации плана будет прорабатываться вопрос открытия такого центра.

Реализация межведомственного плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью позволит решить ряд первоочередных вопросов, среди которых:

взаимодействие Минобрнауки и Минтруда по вопросу развития межведомственной системы профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ;

разработка примерного регламента межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования,  образовательных организаций и органов службы занятости населения по организации профоориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ, по содействию в их трудоустройстве;

утверждение порядка профориентации лиц с ОВЗ и инвалидов в образовательных организациях и методических рекомендаций по его реализации, в том числе с использованием дистанционных технологий, который будет обязательным для исполнения;

разработка методических рекомендаций для специалистов в области профориентации;

подготовка специалистов как образовательных организаций (социальных педагогов, психологов, классных руководителей, учителей технологий), так и служб занятости (профконсультантов);

рекомендации профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования по проведению профориентационных мероприятий и подготовке волонтеров-студентов для такой работы;

проведение совещаний, семинаров и конференций в регионах, имеющих опыт профориентационной работы с инвалидами;

организация совместных проектов с бизнес-сообществами, работодателями, общественными организациями инвалидов и НКО.

 

Фотографии с семинара 28.04.2017